ТЕРРОРИЗМ КАК КРАЙНЯЯ ФОРМА ЭКСТРЕМИЗМА
по материалам "ЭКСТРЕМИЗМ в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики", 2003 г.
Критерии превращения экстремистских органиsаций в
террористические
Итак, террор - это всегда достижение субъектом своих целей с использованием таких методов и средств насилия (или угрозы такого насилия), которые вызывают страх у иных субъектов, реальнсе опасение за свою жизнь и здоровье. Представляется, что использование теории систем в анализе проблемы перехода экстремизма в терроризм поможет лучше понять суть проблемы. Такой подход в первом своем варианте требует прежде всего:
1) учета того, что в мире имеют место объективные тенденции объединения (конвергенции) и разъединения (ди-верreнции) народов. Тенденции дивергенции обычно соответствуют идеи закрытости, самодостаточности нации, класса, страны, насилие по отношению к иным социальным группам и т. д. Но есть исторические примеры и того, что попытки "оседлать" тенденцию объединения также могут включать насилие для достижения всеобщего братства (пролетариев, нации, членов конфессии и т. п.);
2) анализа целей и методов достижения целей. Анализ методов очень важен, так как цели обычно провозглашаются самые возвышенные: справедливость, честностъ, обеспечеиная жизнь и счастье какой-то группы людей и пр.;
3) исследования. характера реальных внешних и внутренних взаимоотношений конкретной группы людей (взаимосвязей системы), провозглашающих эти общие для них цели и методы.
Анализ этих взаимоотношений дает нам важнейшую ка-чественную характеристику любой организации. Анализ, например, реальных, практикуемых (в уставе организации может быть и иное) взаимоотношений между членами организации позволяет нам с высочайшей степенью обоснованности говорить о том, что именно такие же отношения (т. е. аналогичные принципы взаимосвязей) эта организация будет стремиться внедрить в общество в случае прихода к власти. Словом, если при анализе организации мы обнаруживаем милитаристский характер отношений (принцип казармы: начальник всегда прав, его идеи самые справедливые, а повиновение, дисциплина - главное для практической деятельности члена организации), если практикуется принцип вождизма, а насилие к инакомыслящим членам своей же организации считается справедливым и честным, то, какие бы благородные цели и методы ни декларировала эта организация, мы, как это не раз доказала история, должны делать вывод о том, что террористические методы в отношении общества обязательно проявятся, как только дело дойдет до общественного переустройства.
В то же время террор маловероятен, если правые или левые экстремистские (экстремизм - идеология, провозглашающая крайние политические цели) организации увязывают методы своей деятельности (в уставных документах и на практике) с соблюдением их членами следующих принципов взаимоотношений (которые считаются честными и справедливыми в данной организации): 1) уважения законных прав и свобод других граждан, организаций и государства; 2) ненасилия, т. е. отказа от насильственных действий; 3) честности и открытости, т. е. отказа от обмана и скрытности (конспиративности) во имя достижения каких-то личных или групповых прав и свобод граждан.
Известно, что npu отказе от этих принципов взаимоотношений (а мы помним, что взаимоотношения - качественная характеристика системы) в ходе деятельности по реализации своих целей экстремистские организации превращаются в качественно иные - в террористические. Это уже не идеологический экстремизм, а криминал, чистая уголовщина.
При анализе истории цивилизации очень часто почему-то оказывается, что массовая социалъная база и правых и левых экстремистов (назовем этот вид, в отличие от "криминально-мафиозного", "идеологическим экстремизмом"), практикующих террор, фактически одна и та же. Жители районов, пострадавших от экономического кризиса, безработная молодежь, обездоленные молодые люди с невысоким уровнем образования, для которых "крайние",радикалъные идеи (идеологии) становятся высражением социалъного npomecma.
На первый взгляд может показаться, что особенностью этой массовой базы является то, что неонацистские идеи получают преимущественное распространение среди людейхристианского вероисповедания или выросших в ареалах традиционно христианских культур. А террористы Кавказа, например, в основном являются людьми, которые ранее исповедовали традиционный ислам, а затем приняли радикальное исламское учение ваххабизм в его современной интерпретации (освобождение Кавказа от неверных и создание справедливого, честного и "чистого" мусульманского кавказского государства - земного рая для своих граждан).
Можно было бы сказать и так: массовая база неонацистов - представители "белых" Европы и Америки. При этом (и это закономерность!) за расистами, нацистами лавочниками, люмпенами и малоквалифицированными людьми всегда стояли олигархи, высшее офицерство армии и спецслужб, преследующие весьма определенные цели, и представители богемы общества, как всегда ищущие острых ощущений.
Все серьезные исследователи отмечают, что и обычные сотрудники органов правопорядка часто симпатизируют правым, хотя официально в их "движения" вступают не всегда.
База ваххабитов - представители наций, давно принявших ислам, арабов, и людей (русских и др.), принявших это радикальное исламское учёные, находясь в плену у мусуль манских экстремистов, или добровольно (чаще за деньги, но хватает и фанатиков). Экономика (и система профобразования) многих мусульманских стран (и России) давно уже не поспевает за демографическим взрывом в мусульманских общинах. Следует помнить и о полном отсутствии в мусульманском менталитете идей гражданского общества, а часто и отсутствии воспитания и законов, направленных на толерантность по отношению к "нетитульным" народам....
Вот где зреет большая опасность европейской (Европа, США и Канада) и евро-азиатской (Россия) цивилизациям в наступившем веке, если они не поймут, что экстремисты-террористы любое заигрывание с ними всегда воспринимают как слабость будущей жертвы. Но как бы то ни было, в реальности ваххабизм является лишь псевдорелигиозным камуфляжем обыкновенного фашизма и содержит все его основные признаки. Анализ чеченских событий показывает, что в этом регионе России очень быстро сформировался режим, который имел все пять основных признаков фашизма, слившихся в единый комплекс, а именно: диктатура, террор, крайний национализм, милитаризация, экспансия.
Говоря же о более образованной части "крайних", видимо, нельзя забывать, что в конце прошлого века именно из студентов-маргиналов промышленно развитых стран чаще всего появлялись сторонники крайне левых идей. Но правильно, думается, было бы полагать, что экстремист - под любым флагом - всегда экстремист, больше других людей психологически предрасположенный к террору как акту "справедливости" в отношении своих идеологических, политических, религиозных, расовых, этнических и иных врагов. И как удобно использовать его, "зачищая", скажем, вещевые рынки от "кавказцев" и устанавливая на них свою криминальную монополию, или от агентов "нового всемирного порядка".
Поскольку правый экстремизм обычно рядится в одежды борцов за чистоту нации, расы, веры, постольку можно выделить следующие цели-идеалы подобных движений, свидетельствующие о начале перехода к террору (т. е. о качественном перерождении идеологически оппозиционной существующей в стране политической системе организации, превращении ее в криминальную, террористическую):
1. Соблюдение чистоты расы (нации, веры) и предоставление хорошо оплачиваемой работы, создание всех условий для материального благосостояния и счастья всем, кто принадлежит к этой расе (нации, вероисповеданию).
2. Духовное благосостояние, плоды культуры должны быть доступны для всех. При этом под культурой понимается такая система духовных ценностей, которая объявляется соответствующей целям одной расы (нации, веры) и желаниям "движения", партии.
3. Внутренние отношения в организациях утверждаются на принципах милитаризма, вождизма, насилия, которые членами организации признаются справедливыми и честными.
4. Начинают создаваться военизированные формирования этих экстремистских организаций (как правило, с существенными элементами конспирации).
5. Лидеры организаций начинают активный и постоянный поиск сочувствующих их целям в полицейских и контр-разведывательных органах государства, среди бизнесменов и финансистов, в кругах творческой интеллигенции и ищущего чего-то "остренького" бомонда.
Ддя крайне правых типично стремление обеспечить политическую и социальную стабильность в стране так, чтобы: не трогать олигархов, магнатов, крупную буржуазию; утвердить госкапитализм путем сращения политической власти и капитала, концентрации властных и экономических полномочий в узком кругу правящей элиты, клана; сделать экономическую свободу наградой для особо отличившихся, а народ накормить мифами о национальном величии, о внешних и внутренних врагах, развернуть пропаганду великодержавности, милитаризма и ксенофобии.
Крайне правые при переходе к террору всегда выступают за ничем не стесненную свободу грубой силы и стремятся получить бесконтрольную свободу, во-первых, ддя правящей (или стремящейся к госуправлению) элиты и, во-вторых, для погромщиков с социального дна. Словом; свободу "тащить и не пущать", давить оппозицию и прессу, грабить страну и народ, делить граждан на сорта в зависимости от политической лояльности и этнического происхождения и грозить кулаком близким и дальним соседям.
Левый экстремизм свою миссипо обосновывает исключительностью одного класса (пролетариата) и утверждает возможность создания "земного рая" для трудящихся классов в достаточно короткие исторические сроки. При этом утверждается,что на небольшом историческом промежутке для до-стижения этих целей необходимо революционное насилие.
Чаще всего при этом делается ссылка на то, что, как считал К Маркс, это насилие требуется для выявления и стимулирования исторической закономерности развития общества (в его статье "Контрреволюция в Вене" от 7 ноября 1848 г. сказано: "...народы убедятся, что есть только-одно средство сократить, упростить, сконцентрировать смертельные муки старого общества, кровавые родовые муки нового общества, только одно средство - революционный терроризм"). Словом, когда провозглашается, что политические идеалы можно полностью осуществить в ближайшем будущем и для этого необходимо применить насилие, то всегда следует ожидать террора со стороны этих организаций.
На опасность начала перерождения левой экстремистской организации в террористическую, криминальную указывают, прежде всего, факты перестройки внутренних отношений в организации на принципе насилия, создание собственного военизированного формирования (как правило, с элементами конспирации) и активный, постоянный поиск сочувствующих в "силовых" структурах государства, в среде бизнесменов нужны источники финансирования и интеллигенции.
На особую угрозу терроризма указывают следующие факты:
1. Появление в пропаганде крайних ("левых", "правых", националистов" и т. п.):
- идей о наличии непримиримого социального (группы, слоя, класса, нации, расы, конфессии) или политического врага (государства, отдельного госучреждения, партии), виновного в нищете и бесправии членов движения (народа, нации, сторонников конфессии); эта угроза вполне реальна и потому, что имеются типографии, техника для массового тиражирования этих идей;
- взглядов о том, что для осуществления идеалов необходимо насилие, а выступление масс приведет к их немед-ленному осуществлению;
- обещаний "загробного рая", "вечной памяти народа" (класса, нации, членов организации, лидера движения и т. д.) и иного "личного счастья" "борцам" за ту или иную идею.
2. Распространение в среде рядовых сторонников радикального движения не только
в качестве лозунгов, а в качестве личностных ценностей всех этих идей.
3. Созданы и проходят тренировку военизированные формирования этих экстремистских
организаций (появились источники финансирования, а также "прикрытие"
со стороны "силовых" госорганов); конспиративность их деятельности
усиливается; ведется поиск источников и каналов поставки вооружения (стрелковое
оружие, взрывчатка, боевая техника, скоростные средства транспорта всех видов
и т. д.); созданы собственные подразделения разведки и контрразведки.
4. Происходит заигрывание госаппарата с экстремистами, попустительство их пропагандистской и организационной (на принципах казармы и вождизма) деятельности
5. Еще опаснее, когда эти идеи (не без помощи экстремистской и радикал-либеральной
прессы, интеллигенции) подхватываются возбужденными массами, не согласными со
своими духовными и материальными условиями жизни в данный период и считающими,
что руководство страны проводит нечестную и несправедливую внутреннюю политику.
Именно тогда значительная часть народа, нации и экстремистские политики сплачиваются
и создают особую социальную систему, которая может реализовать экстремистские
политические идеалы и цели партийных программ в массовых насильственных действиях.
Правые (и левые) обычно используют в пропаганде политическое мифотворчество. По мнению, высказанному румынским исследователем М. Элиаде, не следует рассматривать миф как простой "вымысел", "сказку", ложь или заблуждение. В настоящее время восприятие мифа массами максимально приблизилось к такому его пониманию, которое было присуще примитивному обществу, где миф рассматривался как реальное и сакральное событие, служащее примером для подражания. Любые логические схемы, конструкции, призванные доказать обреченность национального мифа и государственной идеологии, опирающейся на национальную идею, не только наталкиваются на непонимание, но и вызывают неприязнь масс, декларирующих свою потребность в такого рода мифах (в большинстве случаев массы не способны на абстрактные суждения; чаще всего массам возможно внушить, но не доказать).
Например, в России среди наиболее часто эксплуатируемых крайне правыми тем можно выделить следующие: уникальность России и "особая миссия" русского народа в отстаивании истинной веры и духовности в мире, а также разоблачение врагов русского народа. С. В. Лурье отмечает, что в русском общественном сознании достаточно крепким было убеждение в том, что российское государство должно было превратиться в царство Света и Добра, в царство благочестия, но окруженное со всех сторон царством Тьмы. Подобная тенденция во многом была обусловлена своего рода психологической самоизоляцией русской общины ("мира"). Это не могло в конечном счете не привести к тому, что актуальной составляющей российского комплекса стал универсализм, при котором неправославный, нероссийский мир воспринимался как погрязший в грехах и заблуждениях. При невозможности изменить мир в лучшую сторону лучшим выходом из ситуации представляется самоизоляция от внешнего мира (а иногда и противопоставление себя другим странам) с целью, прежде всего, сохранения в чистоте русской духовности и мировоззрения...
В своем противостоянии "левому" и "правому" экстремизму, "исламскому" террору Россия и Европа объективно являются союзниками. Однако недавняя история и современность (Балканы, Кавказ, Ближний Восток) заставляет россиян рассчитывать прежде всего на собственные спецслужбы и армию, финансовая, кадровая, моральная, техническая и нормативно-правовая базы которых должны быть адекватны современным задачам защиты собственных граждан от этих угроз.
В России считается, что во главу угла такой деятельности необходимо поставить борьбу с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, ми нимизации последствий террористической деятельности (см. ст. 3 Федерального закона "О борьбе с терроризмом"). Но все мы понимаем, что в исторически обозримом будущем терроризм не будет побежден. Поэтому предлагается иной подход к этой проблеме: защита граждан и организаций от терроризма. В этой защите мы видим основное направление деятельности государства и общества, спецслужб и граждан по максимально возможному обеспечению безопасности граждан и организаций от индивидуального и группового террора и деятельности террористических организаций.
Социальные и политические субъекты, в зависимости от действующих законодательных основ и, разумеется, в прямой зависимости от имеющихся финансовых, кадровых, материальных и информационных возможностей, должны решать семь основных задач:
1. Своевременное выявление и устранение причин, вызывающих террористические намерения людей (задача общепрофилактическая и трудновыполНимая).
2. Заблаговременное обнаружение людей, групп и организаций, вынашивающих террористические намерения (задача для разведок и контрразведок, для всей реалистически мыслящей общественности, включая и СМИ).
3. Общая, особенная и специальная профилактика людей, групп и организаций, вынашивающих террористические намерения. В этой профилактике особое внимание необходимо сосредоточить:
- на формировании соответствующего общественного мнения, антиэкстремистского и антитеррористического настроя общества, толерантной политической культуры и цивилизованного правосознания граждан (начиная со школы);
- на лишении экстремистски настроенных лиц финансовых и технических возможностей заниматься пропагандистской и организационной деятельностью;
- на недопущении вооружения экстремистски настроенных лиц, членов аналогичных групп;
- на специальном контроле за лидером и активом этих групп, за их попытками создания милитаризованных формирований и установления связей с коммерческими организациями и в "силовых" структурах государства;
- на открытом судебном преследовании отдельных сотрудников государственных служб и коммерческих организаций, оказывающих ту или иную помощь членам террористических групп.
4. Создание условий для: а) затруднения реализации террористических намерений
отдельных людей, а также террористических групп путем заблаговременного про
ведения во всех организациях, на транспортных и военных объектах, на территории
компактного проживания граждан комплекса специальных организационных, кадровых,
фи-нансовых, материально-технических и информационных антитеррористических мероприятий;
б) оказания помощи пострадавшим от террора гражданам; и организациям (материальные
запасы, финансовые резервы, кадры, информационная база и т. д.).
5. Локализация (ограничение) и запрещение деятельности лиц и организаций, реализующих
цели создания милитаристских по организационному принципу групп, на чавших пропаганду
исключительности какой-либо нации, класса, конфессии, обещаний "земного
(или небесного) рая" для своих сторонников и т. п. (см. выше), путем проведения
против них комплекса специальных судебных, организаци-онных, кадровых, финансовых,
материально-технических, информационно-пропагандистских и насильственно-законных
(специальных, с использованием оружия, предусмотрен-ных законом) антитеррористических
мероприятий. При этом особое внимание должно уделяться судебному ограничению
или запрещению деятельности таких групп, организаций, возможному судебному преследованию
лидеров и актива, разобщению и разложению групп, общественной и внутригрупповой
дискредитации лидеров, лишению этих групп финансовой базы и вооружения, пресечению
связей групп с коммерческими организациями и "силовыми" структурами
государства и т. д.
6. Ликвидация лиц, групп и организаций, планирующих или реализующих террористические
угрозы, путем законно-военного (предусмотренного законом насильственно вооруженного)
пресечения террористической деятельности и проведения против этих групп комплекса
специальных (организационных, кадровых, финансовых, материально-технических
и информационных) антитеррористическик мероприятий. Особое внимание следует
уделять судебному преследованию лидеров и актива этик групп и организаций, а
также лиц, добровольно оказывавших им помощь, лишению этих групп и организаций
финансовой и военно-технической базы, ликвидации (при вооруженном сопротивлении)
лидеров и актива, уничтожению иных сопротивляющихся (воору)Kенным способом)
членов групп, временной изоляции от общества оставшихся членов групп.
7. Минимизация и ликвидация последствий террористической деятельности и быстрое
оказание адекватной помощи гражданам и организациям, пострадавшим и от террористов,
и от проведения специальных антитеррори-стическйх операций.
В любом случае следует помнить, что терроризм - это феномен, имманентно присущий
нашей жизни и несущий ей большую опасность. Его следует научиться распознавать
и давать ему соответствующую оценку. И пора понять, что работа по борьбе и профилактике
терроризма и террористических проявлений в сознании и поведении людей - это
сложная деятельность, требующая не только консолидации государственных институтов
и общественных структур, не только выработки соответствующей долгосрочной государственной
(а правильнее было бы сказать - общественно-государственной) политики, но и
высокого профессионализма. И не одних лишь работников силовых структур и правоохранительных
ведомств. Но и тех, кто учит, наставляет и управляет: административных работников,
педагогов, работников СМИ, функционеров общественных организаций. В отношении
к терроризму проявляются гражданская и патриотическая сущность человека, его
уровень культуры и нравственности.
перейти на форум