Мировой опыт борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом

(на основе материалов, опубликованных в интернете)

На протяжении последних 20-25 лет мировое сообщество постоянно сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как религиозный экстремизм и, наиболее болененной его формой проявления - терроризмом.

По оценке государственного департамента США в мире ежегодно совершается от 320 до 660 террористических актов, и количество их неуклонно возрастает, так, например, в 1992-м году в мире произошло 362 террористических акта, а в 1993 году - уже 427.

Терроризм и экстремизм в любых формах их проявления все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы людей, чем дальше, тем в большем количестве уносят жизни ни в чем не повинных людей.

Терроризм, как явление политической жизни, многогранен и многолик. Не случайно международному сообществу так и не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма, хотя сущностное наполнение этого феномена для всех понятно. Здесь присутствует и противозаконное насилие, как правило, с применением оружия, и стремление запугать широкие слои населения, и невинные жертвы, а применительно к террористическим актам, выходящим за рамки государственных границ, - международный элемент".

По мнению специалистов, среди определений наиболее приемлемым выглядит следующее: терроризм - это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить и даже свергнуть правительство и вызвать политические изменения, он направлен на дестабилизацию государственных режимов, возбуждение у населения обеспокоенности из-за своей беззащитности перед лицом насилия, смену в результате этого государственной власти в стране, на осуществление иных политических, религиозных или этнических чаяний.

Возникнув в конце XIX века в форме вооруженных нападений на коронованных особ и государственных деятелей, терроризм с течением времени постоянно менялся. На смену анархистам пришли левые террористы, включая представителей "красных армий", орудовавших в Германии, Италии и Японии в 70-х годах. Затем инициатива перешла к крайне правым. В наши дни в большинстве случаев международный и внутренний терроризм носит не политический характер, а этнический и религиозный, причем его представители отличаются большим фанатизмом, чем идеологические террористы, поскольку, как правило, пользуются значительной поддержкой общественности.

По оценкам экспертов, занимающихся проблемами терроризма, в настоящее время в разных странах мира насчитывается около 100 крупных террористических организаций, поддерживающих между собой постоянные контакты, которые направлены на подготовку террористических актов, обмен информацией и финансовое обеспечение преступной деятельности.

Наибольшую озабоченность в мире сегодня вызывает исламский экстремизм, представленный почти 150 неправительственными организациями клерикально-политического профиля, имеющими три основных направления:

- суннитские, тяготеющие к Саудовской Аравии (типа созданной в Египте в 20-х годах ассоциации "Братья-мусульмане");

- проиранские, преимущественно шиитские, выступающие с позиций исламской революции (например, "Хезболлах", "Аль-Джихад аль-ислами");

- палестинские, курдские и другие группировки националистического и сепаратистского плана. Политические программы многих из них созвучны идеям ассоциации "Братья-мусульмане" - создание исламского государства через три основных стадии: ведение в массах скрытой пропагандистской работы (ознакомление); отбор наиболее преданных сторонников, готовых к участию в священной войне - джихаде (структурализация); джихад "без уступок и снисхождения" (реализация).

Большинство исламских экстремистских организаций имеет трансграничный характер. Так, самая воинственная часть "Хамас" находится в Сирии и Ливане, его руководство - в Иордании, а оттуда нити ведут в Тегеран. Экстремисты переплетены связями с разного рода "фондами", благотворительными обществами мусульманского мира, представителями государственных структур, политических партий, финансового капитала и бизнеса.

Экстремизм от ислама редко выступает в чистом виде, без союзников. Обычно он действует в содружестве с национализмом, сепаратизмом и социальным популизмом, играя чаще всего главную роль как наиболее яростная боевая сила, способная консолидировать других на общей платформе, освятить неправедное дело авторитетом великой религии. Отсюда его особая ценность в альянсах, нацеленных на внутреннюю дестабилизацию и международные конфликты.

Исламские экстремисты привлекают мнимой простотой своей альтернативы - возврат в прошлое, к исламской мечте "золотого века", к традиционализму и застою, уход в шариат. Они называют виновником бед исламского мира страны Севера, "цивилизацию христиан", "неверных", т.е. внешнего врага. В целом, исламский экстремизм угрожает сегодня, по крайней мере, 15 странам и несет ответственность за 80% террористических актов в мире.

С точки зрения борьбы с терроризмом сложной остается обстановка в Алжире, где с момента военного переворота в январе 1992 года не прекращается насилие.

По данным американской прессы, в ходе боевых действий между правительственными войсками и вооруженными формированиями исламских экстремистов погибло более 50 тыс. человек. Причем население страдает не только в результате терактов, но и операций сил безопасности, а также казней, проводимых без суда и следствия правительственными войсками и исламистами.

Со дня начала переговоров по выводу страны из политического кризиса - 15 июля 1996 года - от рук исламистов погибло еще около 500 человек, в том числе 315 в январе 1997 года. Жертвами террористов являются в основном гражданские лица, отказывающие им в помощи, а также чиновники и журналисты. В качестве мишеней исламисты все чаще выбирают рабочих, которые отвергают ультиматумы о приостановке работы.

Среди арабских стран, в которых за свержение режимов ведут вооруженную борьбу воинствующие исламисты, после Алжира следует Египет. Пиком террористической активности в стране стало неудавшееся покушение на президента Хосни Мубарака в г. Аддис-Абеба в 1995 г.

В целом же число людей, убитых фундаменталистами в Египте, превысило тысячу человек. При этом все преступления направляются на подготовку условий для захвата власти с последующим установлением в стране теократической формы правления и созданием клерикального режима исламистской республики.

На вооружении боевиков, международных террористов имеются самые современные виды боевого оружия. Однако исламский экстремизм использует в своем арсенале не только выстрелы и бомбы. Некоторые специалисты в области борьбы с терроризмом склонны считать, что массовое изготовление фальшивых денег или широкомасштабные операции с перемещением наркотиков по своей сути сродни терактам. Сегодня до 90% всех поступающих в Европу, и в частности в Великобританию наркотиков, являющихся одним из основных источников финансирования радикальных исламских организаций, имеют афганское происхождение. Однако исходящая из Афганистана угроза исламского экстремизма для Европы наркотиками не ограничивается. Фундаменталисты стремятся установить шариатские порядки даже в некоторых европейских странах. Число мечетей во Франции, например, уже превысило 3 тысячи. Сегодня во многих европейских странах лидеры исламских экстремистов чувствуют себя как дома. В Великобритании находят убежище многие лидеры самых радикальных исламских организаций. В Германии количество мусульманского населения уже перевалило за пять миллионов человек - в основном, это турки и курды. Не случайно арест лидера курдских сепаратистов Абдуллы Оджалана создал большие проблемы для правоохранительных органов Германии, других европейских государств. В Швейцарии курдские манифестанты в знак протеста против ареста своего лидера захватили представительство ООН и в течение нескольких дней держали в качестве заложников его сотрудников. Приведенные факты говорят о том, что исламский экстремизм угрожает безопасности не только республик Центральной Азии, но и государств Европы.

Исламские террористические организации проводят между собой регулярные встречи, совещания, координируют свои действия, оказывают взаимную помощь. Известно о совещании руководителей трех исламских террористических организаций "Хезболлах", "Исламский джихад", "Хамас". Подобные мероприятия являются составной частью того общего явления, которое израильские специалисты определили как "исламский террор". Несмотря на внешнюю раздробленность и внутренние распри, террористические организации действуют достаточно организованно и целеустремленно.

Ближний Восток

Одна из причин обострения проблемы исламского экстремизма состоит в том, что за рубежом, главным образом в Саудовской Аравии и других монархиях Персидского залива, на заработках находится до трех миллионов египтян, которые живут согласно местным традициям, связанным в основном с исламом в его так называемом "бедуинском" варианте. После возвращения на родину многие из них проникаются мыслью о том, что именно вера и истинное вероисповедание в тех странах, откуда они приехали, принесли им избавление от лишений и нищеты.

Руководство Египта в начале 90-х годов выдвинуло лозунг "Искоренить зло", имея в виду террор исламских экстремистов. Практически каждые две недели египетские средства массовой информации сообщают об арестах активистов и сторонников запрещенных в стране организаций, таких, как "Братья-мусульмане", "Аль-Гамаа аль-ислами", "Аль-джихад аль ислами", и судебных процессах над ними. По данным министерства внутренних дел, с 1992 года, после вспышки исламского экстремизма в стране, силы безопасности арестовали свыше 3 тысяч человек. Только в марте 1996 года было схвачено около 100 фундаменталистов. Перед судом предстали 33 боевика, из которых десяти грозила смертная казнь. Всего же в египетских тюрьмах содержится не менее 12 тысяч осужденных за терроризм.

В Египте накоплен определенный опыт по предотвращению террористических актов. Благодаря внедрению агентов в экстремистские группировки силы безопасности в конце 1995 года смогли раскрыть заговор, подготовленный в Лондоне лидерами "Аль-Джихад аль-ислами". Его участники планировали диверсии против жизненно важных государственных объектов, убийства политических и общественных деятелей. Согласно плану заговорщиков в Египте была сформирована "группа смертников", которой поручалось осуществить взрывы с большим числом жертв. В борьбе против расширения фундаментализма, представляющего в настоящее время единственную реальную угрозу режиму, египетские власти используют прежде всего силовые методы, опираясь на чрезвычайное положение, сохраняющееся в стране с момента убийства президента А. Садата в 1981 году. Однако в последнее время они стремятся как можно активнее привлекать к борьбе с религиозным экстремизмом и легальную оппозицию.

Благодаря принимаемым мерам египетское руководство добилось определенных успехов в попытках противодействия угрозе экстремизма. При этом оно постоянно подчеркивает, что экстремистские группировки не решились бы бросить вызов властям, не будь у них поддержки из-за рубежа. Претензии выдвигаются в первую очередь в адрес Судана, на территории которого с установлением в 1989 году исламистского режима находятся лагеря по подготовке террористов, забрасываемых затем в соседние страны, и прежде всего в Египет. По некоторым данным, на суданской территории развернуто около 20 лагерей по подготовке мусульманских боевиков из Египта, Эритреи, Эфиопии, Ливана, оккупированных Израилем территорий, Алжира, Туниса и Уганды. Финансирует подготовку широкая сеть спонсоров и иранский меджлис. Последний, в частности, с 1986 года ежегодно выделяет 100 млн. долларов на помощь группам, оппозиционно настроенным по отношению к мирному процессу на Ближнем Востоке.

В декабре 1992 г. правительство Алжира выпустило антитеррористический декрет и учредило особые суды для проведения процессов над лицами, обвиненными в террористических актах. Декрет лишает верующих юридической защиты, гарантированной Конституцией. С 1994 г. тысячи исламистов прошли через судебные процессы в особых судах.

На территории Ирана действуют 11 лагерей для террористов, где готовится до 5 тысяч человек, причем около 500 из них специализируются на производстве бомб, которые используются самоубийцами. Обучаемые прибывают из Ирана, Ливии, Алжира, Судана, Турции, Египта, Сирии, Ливана, Иордании, сектора Газа и Саудовской Аравии. Как сообщается в западной печати, в лагере Имам-Али, расположенном в восточном районе г. Тегеран, планируется большинство совершаемых в мире террористических актов.

В потворстве мусульманскому экстремизму и содействию террористическим вылазкам исламистов в Египте и Алжире общественность исламских государств обвиняет также пакистанский режим. По данным самого пакистанского правительства, на территории страны сегодня находится около двух тысяч арабских террористов, оставшихся не у дел после окончания войны в Афганистане. Большинство из них скрывается под крышами множества мусульманских медресе и других духовных учебных заведений.

Рассадником терроризма стал Международный исламский университет в г. Исламабад, который был создан бывшим диктатором Зия-уль-Хаком для привлечения в Пакистан граждан арабских стран с целью укрепления в них позиций исламистов и поддержания воевавших в Афганистане моджахедов. Это встречало тогда поддержку США и других западных стран, которым сегодня приходится самим бороться с таким явлением.

Без малого 50 лет объектом экстремистских действий исламистов служит Израиль. Террористические акты в отношении его граждан совершают в основном активисты палестинского движения "Хамас" и фундаменталистской организации "Аль-Джихад аль-ислами". Именно на их счет отнесены четыре взрыва, совершенные в стране в период с 25 февраля по 4 марта 1996 года, повлекшие гибель 59 и ранение более 100 человек, приостановившие израильско-сирийские мирные переговоры.

Борьбу с терроризмом в Израиле возглавляет оперативный штаб, в который включены представители армии и спецслужб, в том числе службы внешней разведки "Моссад". Задача штаба - объединять и координировать все действия, включая проведение специальных операций за пределами страны. При этом главное внимание уделяется разведке с целью упреждения террористических актов. Ее ведением занимаются небольшие мобильные и хорошо обученные спецподразделения, ориентированные на выполнение заданий особой сложности. Их личный состав как бы "растворяется" среди арабского населения и приступает к выполнению заданий, связанных обычно с выявлением и обезвреживанием террористических групп или отдельных фанатиков. Большое внимание израильское руководство уделяет вопросам прекращения финансовых поступлений из-за рубежа для палестинских и ливанских террористов и оказанию международного воздействия на Сирию, Иран, Ливию, которые обвиняются в предоставлении им помощи.

В Израиле, для которого борьба с исламским терроризмом является особенно актуальной, весной 1996 года был создан Главный штаб по борьбе с террором. Его создание стало неизбежным после волны террористических актов, прокатившихся по стране в тот период. Тогда была совершена серия терактов в Иерусалиме, Тель-Авиве, Ашкелоне, ответственность за которые взяли на себя мусульманские экстремистские организации "Хамас" и "Исламский джихад". Израильское правительство приняло тогда решение незамедлительно основать структуру, которая смогла бы разработать стратегию борьбы с терроризмом, координировать все антитеррористические действия в Израиле. С этой целью был создан специальный штаб, который был подчинен вначале главе ШАБАК (Общая служба безопасности страны). Однако вскоре стало ясно, что это не самое эффективное решение, и штаб был выведен из подчинения ШАБАКУ, передан в канцелярию премьер-министра и подчинен непосредственно главе правительства. Начальником штаба был назначен генерал Меир Даган - первоклассный специалист по борьбе с террором, известный далеко за пределами страны. К работе в штабе были привлечены профессионалы из внешней разведки "Моссад", ШАБАКа, военной разведки АМАН, из армии и полиции. Они составили ядро новой организации. Меира Дагана впоследствии сменил бывший глава "Моссада" генерал Дани Ятом, являющийся по совместительству руководителем по вопросам безопасности при главе правительства.

Индия. В ходе конфликта 6 декабря 1992 г. индуистскими вооруженными а ктивистами была разрушена мечеть Бабри, возведенная в 16 веке, из-за того, что она была построена, как они утверждают, на руинах индуистского храма на месте рождения индуистского бога Рама. После данного инцидента первым заговорил о восстановлении мечети премьер-министр Индии Рао. Затем он объявил вне закона экстремистские индуистские организации и прекратил в 4 штатах страны правление партии BJP Однако, когда индуисты поставили изображение бога Рама во временном Храме, построенном на развалинах мечети, Рао не приказал удалить ни изображения, ни поклоняющихся.

В результате инцидента резко возросла напряженность в отношениях между индуистами и мусульманами, в особенности в штате Кашмир. В докладе ООН говорится, что в феврале 1993 г. 50 индуистских храмов были повреждены исламскими фундаменталистами, 2 храма были разрушены на 90%.

Соединённые Штаты Америки

В начале 90-х годов и в самих США и за их пределами против граждан США был совершен целый ряд террористических актов, унесших сотни человеческих жизней. Угроза терроризма выдвинулась на одно из первых мест в жизни американского общества. В докладе президента страны "Стратегия национальной безопасности в следующем столетии", представленном конгрессу в октябре 1998 года, отмечается, что угроза, которую таит в себе международный терроризм, по своим масштабам принадлежит к числу глобальных. В отношении международного терроризма политика США базируется на следующих принципах: никаких уступок террористам; оказание всестороннего давления на страны, поддерживающие терроризм; использование в полной мере легальных механизмов наказания международных террористов; оказание помощи в этой сфере другим странам.

Борьбе с терроризмом в США уделяется сегодня первостепенное внимание: ужесточается законодательство (за период с 1958 по 1999 год было принято более 40 правовых актов, в той или иной степени касающихся борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, наиболее важными из последних документов являются секретная исполнительная директива президента №39 (июнь 1995 года), Закон об усилении борьбы с терроризмом 104-132 (апрель 1996 г.) и исполнительная директива №62 (май 1998-го); создаются и совершенствуются подразделения государственных ведомств, которые непосредственно занимаются вопросами борьбы с терроризмом.

Увеличивается финансирование правоохранительных органов и их численность, обеспечивается дополнительная подготовка спецподразделений по борьбе с терроризмом.

К антитеррористической деятельности привлекаются и вооруженные силы США, для этого разработаны соответствующие правовые и организационно-функциональные основы.

К числу основных правовых положений, касающихся антитеррористической деятельности вооруженных сил, американские специалисты относят следующие[7]:

- четкое определение условий проведения антитеррористических операций с участием войсковых формирований при совершении террористического акта;

- обязательная координация всех действий военных органов, структур и должностных лиц с ФБР. Это обусловлено тем, что согласно американскому законодательству ответственность за борьбу с террористами, совершающими вооруженные акции против граждан Соединенных Штатов, в том числе и военнослужащих, как на континентальной части страны, так и за рубежом, возложена на ФБР;

- ответственность командиров всех степеней и звеньев за поддержание законности и порядка в воинской части или на военном объекте, размещенных на континентальной части США и вне ее. В связи с этим они имеют право принимать все меры по ответному реагированию на любую террористическую акцию, вплоть до применения специальных сил и средств, чтобы защитить от нападения личный состав, а также оружие и военную технику. В случае совершения террористического акта против военного объекта, дислоцированного за рубежом, командир обладает аналогичным правом, но обязан согласовывать свои действия с представителем страны пребывания и государственным департаментом США;

- использование вооруженных сил в правоохранительных мероприятиях по борьбе с террористическими действиями вне района их дислокации, осуществляется только по директивному указанию президента. В этом случае соответствующие части и подразделения решают поставленные задачи, руководствуясь указаниями ФБР, при сохранении подчиненности командирам таких формирований;

- расследование террористического акта и его последствий, проводимое штатным командованием расследований видов вооруженных сил при совершении акта на территории военного объекта либо против него независимо от места дислокации - на континентальной части США или за ее пределами, в последнем случае в этом процессе обязательно участвует представитель страны пребывания американских войск.

Данные правовые основы антитеррористической деятельности вооруженных сил США практически стали базой для организации и функционирования соответствующих военных структур. Их цель - заблаговременное и тщательное планирование, подготовка и реализация антитеррористических мероприятий. В школе военной полиции сухопутных войск США разработана и используется модель планирования таких действий, которая предусматривает семь этапов:

- ведение разведки;

- анализ и оценка вероятной угрозы;

- обеспечение личной безопасности военнослужащих и гражданских служащих министерства обороны, охраны материально-технических средств, оружия и военной техники и самого военного объекта (каждый этап раздельно);

- распределение юридической ответственности между органами и должностными лицами;

- действия в кризисной ситуации, то есть после совершения террористического акта или возможности такового.

Созданная система антитеррористической борьбы в США дала желаемые результаты - были быстро схвачены организаторы ряда взрывов. За последние пять лет в стране арестовано больше террористов, чем когда-либо прежде. И хотя террористические акты становятся все более крупномасштабными, их общее число не увеличивается.

Западная Европа

В Западной Европе лидерами по уровню терроризма считаются Испания и Северная Ирландия. Только в 1995 году здесь было совершено около 400 террористических актов.

В Испании данное явление связано в основном с деятельностью баскского освободительного движения "Родина и Свобода" (ЭТА) - хорошо вооруженной и сплоченной организации, ведущей с конца 50-х годов борьбу за автономию. ЭТА осуществляет взрывы бомб на коммерческих и правительственных объектах, время от времени провоцирует террористические акты против сил государственной безопасности, а также местного и иностранного бизнеса, прежде всего французского (как правило, в качестве мести за успешные действия полиции против террористов в приграничных с Испанией районах Франции). Распространенной формой добывания средств для существования является вымогательство так называемого "революционного налога" с заложников. Всего с 1970 года активисты ЭТА изъяли у 75 заложников (иностранных дипломатов, испанских должностных лиц и предпринимателей) около 32 млн. долл.[8].

В Северной Ирландии действует "Ирландская республиканская армия" (ИРА), возникшая в 1919 году как военное крыло партии Шин Фейн, боровшейся за единую Ирландию. Страна так и осталась разделенной, и боевики ИРА перешли к террору, но лишь после того как нападениям подверглось католическое гетто в г. Белфаст. С 1969 г., когда для поддержания закона и порядка в Ольстер вошла британская армия, начался, пожалуй, самый длительный в истории Европы кризис, уносящий и сегодня множество человеческих жизней.

Не миновала проблема терроризма и ФРГ, где она существует около 20 лет. Однако пик терроризма в ФРГ, по всей видимости, миновал, благодаря прекращению активной деятельности левоэкстремистской организации "Роте армеефракцион" (РАФ). В 1992 году ее руководство выступило с заявлением, в котором критически оценило последствия совершенных террористических актов и признало полный провал вооруженной борьбы против государства и его устоев. В документе содержался призыв к другим левоэкстремистским организациям начать совместный поиск новых концепций революционной политики.

Особую тревогу вызывает деятельность иностранных террористических организаций, в частности Курдской рабочей партии (КРП). Ее членов обвиняют в серии террористических актов против турецких представительств в Германии. Главный мотив действий КРП - стремление заставить правительство ФРГ оказать давление на Анкару и добиться изменения политики Турции по отношению к курдам. При этом ее лидеры грозят массовым террором и даже акциями боевиков-самоубийц.

В настоящее время одной из самых актуальных для ФРГ задач становится борьба против международного терроризма. В этой связи Федеральная разведывательная служба (БНД) ориентирована на ведение разведывательной деятельности на Ближнем и Среднем Востоке, прежде всего против экстремистской группировки "Хамас", и уже приступила к изучению лиц, оказывающих ей финансовую помощь.

В число стран, наиболее "чувствительно" относящихся к терроризму, входит Франция, обладающая определенным опытом борьбы как с ним, так и с порождающими его причинами.

Франция, традиционно имеющая интересы в арабском мире, например, в Алжире, сталкивается в последние годы с резким ростом исламского терроризма. На французской территории в 1995 году произошла серия террористических актов, погибло около 10 и было ранено более 180 человек. Еще трое погибли и 92 ранены в результате взрыва в парижском метро в декабре 1996 года. Ответственность за совершение этих терактов взяла на себя алжирская "Вооруженная исламская группа", пытавшаяся добиться от Парижа изменения отношения к алжирскому руководству. К подобного рода экстремизму, по мнению французского правительства, может быть только один подход: скоординированные действия различных служб безопасности и полиции и постоянная бдительность.

Россия

Россия со времен первой чеченской войны столкнулась с целой чередой террористических актов и всплеском религиозного и этнического экстремизма. Результатом этого в правовой сфере стало разработка и принятие в 2000 году Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", одной из основных целей которой является “разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе”.

Программа представляет собой систему мер, призванную обеспечить внедрение в социальную практику стандартов и норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации и создание основы для снижения социальной напряженности в России. В соответствии с этим, основными направлениями реализации программы являются:

Научно-аналитическое, включающее разработку:

- основ государственной политики противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания в гражданском обществе;

- методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в обществе и СМИ;

- методов гибкой адаптации коммуникационных и поведенческих технологий изменения экстремистских установок в массовом сознании.

Пропаганды и контрпропаганды, включающее:

- разработку и реализацию в сфере массовой коммуникации средств воздействия, раскрывающих антиобщественную природу экстремизма в различных формах;

- создание социально-психологической экспертизы материалов, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни;

- подготовку и выпуск цикла публицистических программ и художественных произведений, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной напряженности в обществе.

Образовательно-методическое, включающее:

- создание и внедрение образовательных программ по толерантности, веротерпимости и межкультурному диалогу в образовательных учреждениях общего, высшего и дополнительного образования, системах подготовки и переподготовки преподавателей,

- разработку и внедрение специальных тренингов в системах подготовки и переподготовки специалистов в сфере массовой коммуникации, государственных служащих, в том числе, работников органов правопорядка, других министерств и ведомств.

Нормативно-методическое и организационное, включающее:

- разработку документов и формирование общественно-государственных структур, обеспечивающих социально-психологическую экспертизу публикаций и передач в СМИ, новых образовательных материалов, включая интерактивные средства обучения и игры,

- подготовку нормативных и законодательных актов, содействующих внедрению толерантного поведения в социальную практику, обеспечивающих действенную возможность борьбы с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости,

- развитие форм и механизмов помощи жертвам национального экстремизма, агрессии, беженцам и вынужденным переселенцам.

В ряде регионов РФ были приняты законы, направленные против религиозного экстремизма.

Так, например, в нынешнем году Совет республики парламента Кабардино-Балкарии в третьем чтении принял в четверг закон "О запрете экстремистской религиозной деятельности".

Он предусматривает административную ответственность в виде штрафов до 100 минимальных размеров оплаты труда для граждан за действия, "создающие угрозу общественной безопасности, либо общественному порядку", "направленные на нарушение территориальной целостности республики", а также "за возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной вражды". Уличенные в подобных деяниях религиозные общины, согласно этим нормам, должны быть закрыты. Причем речь идет не только об общинах ваххабитов. Статья за "приставание к гражданам с целью вовлечения в религиозные вероучения" применима к общине Свидетелей Иеговы, также отнесенной к экстремистским.

Законодатели республики выступили против религиозного экстремизма несмотря на расхождение принятого документа с федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях". По этой причине президент республики Валерий Коков отклонил первую попытку принять его. Однако подобные законы, в виде исключения, все же действуют в некоторых республиках Северного Кавказа, в частности в Дагестане, учитывая сложную ситуацию в регионе.

В свою очередь Концепция национальной безопасности РФ гласит: “Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма” (II).

При всём том необходимо иметь в виду, что:

- все военные конфликты на постсоветском пространстве имеют исламскую составляющую, хотя мера исламского в них разная;

- основная линия соприкосновения исламской цивилизации с другими цивилизациями проходит через постсоветское пространство;

- часто исламскую окраску имеют такие антисоциальные явления, как терроризм, экстремизм, радикализм, сепаратизм;

- начиная с 1979 года и до настоящего времени Россия испытывает военную силу исламских (и исламоориентированных) политических и государственных субъектов;

- нельзя отрицать желание западных государств, и в первую очередь США, направить на нашу страну "исламскую волну";

- РФ имеет сильную внутреннюю исламскую составляющую.

По данным социологического опроса, исламский фундаментализм занял среди "недругов России" второе место с 10%, уступив первенство США (41%) и опередив Израиль (3%).

Эффективно противодействовать проявлениям терроризма, исламского экстремизма России в одиночку крайне трудно, а порой просто невозможно. Важными предпосылками к возникновению такой ситуации стали, во-первых, отсутствие на территории Содружества единого правового пространства, во-вторых, "прозрачность" границ, в-третьих, активизация исламского экстремизма, важнейшим инструментом деятельности которого стал терроризм.

Идея объединения усилий стран Содружества в борьбе против общего противника - международного терроризма находит все большее понимание среди государств-членов СНГ. Среди руководителей специальных служб государств Содружества нашла поддержку идея создания единого для всех стран СНГ Антитеррористического центра.

Стремление государств СНГ консолидировать свои усилия выглядят вполне естественным и обоснованным и при соответствующей организации может быть весьма продуктивным.

Для создания условий перехода на многостороннюю основу сотрудничества в 1995 г. ФСБ России выступила с инициативой организации совместной деятельности на многосторонней основе и создания при Совете глав государств необходимой организационной структуры по вопросам, входящим в компетенцию спецслужб. Однако прошло немало времени, чтобы появилась возможность сделать первые практические шаги в этом направлении.

Первоначально сотрудничество осуществлялось в форме Совещания руководителей органов безопасности и спецслужб государств-участников СНГ (всего было проведено четыре заседания).

На втором заседании в Тбилиси было положено начало формированию нормативно-правовой базы многостороннего сотрудничества, конкретизированы направления деятельности. В частности, был заключен договор о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, а также ряд протоколов, предусматривающих создания механизма по реализации его положений. Наиболее важные из них: "О сотрудничестве в области борьбы с терроризмом", "О создании объединенного банка данных", "О сотрудничестве в области предотвращения въезда на территорию государств СНГ лиц, не имеющих на то законных оснований", "О сотрудничестве в области обеспечения безопасности стратегических объектов".

Стороны договорились вести совместную борьбу с актами терроризма, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой ядерных материалов, радиоактивных взрывчатых и отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, созданием незаконных вооруженных формирований, преследующих цель насильственного изменения конституционного строя или насильственного захвата власти, незаконной миграцией и т.д.

Данный нормативно-правовой акт развивал на уровне СНГ положения базовых документов ООН, касающихся борьбы с преступностью, - Каракасской декларации, принятой Шестым конгрессом ООН, и Миланского плана действий, принятого Седьмым конгрессом ООН.

28 марта 1997 г. решением Совета глав государств был создан Совет руководителей органов безопасности и специальных служб (СОРБ) с более широким, чем у Совещания полномочиями. Членами СОРБ стали руководители спецслужб десяти государств, главы которых подписали Решение о создании Совета. Оно не было подписано президентами Туркмении и Узбекистана. Руководители спецслужб этих республик участвуют в работе СОРБ в качестве наблюдателей.

После учреждения СОРБ спецслужбы Содружества получили правовые и организационные возможности для эффективного сотрудничества в рамках своих полномочий. Основной формой деятельности Совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год поочередно в каждом из государств СНГ. Рабочими органами СОРБ, как задумано, являются исполнительное бюро и комиссии руководителей соответствующих подразделений органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ по отдельным направлениям работы. Исполнительное бюро как рабочий межгосударственный орган все еще не создано, хотя практическая потребность в его учреждении становится все более актуальной. Функции исполнительного бюро пока возложены на один из отделов Службы международных связей ФСБ России.

Органами безопасности и специальными службами государств Содружества в рамках СОРБ принят ряд важных документов, касающихся борьбы с терроризмом, в том числе Протокол о порядке обмена информацией о каналах въезда, выезда и перемещения установленных членов террористических формирований в государствах СНГ, а также ввоза оружия, взрывчатых веществ и других средств террористических акций (апрель 1998 г.), протокол о сотрудничестве в области борьбы с наемничеством (июнь 1999 г.).

На заседании Совета в С.-Петербурге в начале октября 1999 г. его участники пришли к пониманию необходимости консолидации усилий органов безопасности и спецслужб государств СНГ в борьбе с международным терроризмом и наметили конкретные меры. В их числе проведение совместных мероприятий по перекрытию каналов поступления финансовой, материальной и военной помощи террористам, ликвидации баз, лагерей и центров подготовки, выявлению коммерческих организаций и фондов, их субсидирующих. Тогда же был разработан механизм взаимодействия следственных подразделений при расследовании уголовных дел о терроризме, контрабанде, незаконной миграции и других преступлениях.

Международная координация антитеррористических усилий стала одной из важнейших внешнеполитических целей страны. Россия уже участвует в семи из десяти действующих международных конвенций по борьбе с различными проявлениями терроризма.

------

Террористическая деятельность характерна и для Филиппин. Исламская группировка "Абу Сайяф" ("Носитель меча") еженедельно совершает террористические акты на Минданао - от взрывов и грабежей до похищения людей и убийств. По данным печати, с 1972 года в стране убито свыше 50 тысяч человек. Ярким примером деятельности "Абу Сайяф" служит налет в апреле 1995 года на г. Ипил, в результате которого погибло 53 и ранено 62 гражданских лица. Ущерб, нанесенный городу, составил 20 млн. долларов.

Большой масштабностью отличаются террористические акты, проводимые тамильскими сепаратистами из группировки "Тигры освобождения Тамил илама" (ТОТИ). В январе 1996 года в результате взрыва у здания Центрального банка в г. Коломбо был убит 91 человек и ранено 1,4 тысячи. В июле того же года пять тысяч боевиков, внезапно атаковав лагерь правительственных войск, уничтожили 1,2 тысячи окруженных там военнослужащих. Немного позже диверсия "тигров" в пассажирском поезде в районе г. Коломбо унесла 78 жизней и оставила 600 человек искалеченными.

Достаточно спокойной с точки зрения террористической активности долгое время оставалась Япония. По данным главного полицейского управления, в 1995 году здесь было совершено 18 террористических актов, наиболее серьезные из которых - нападения на средства массовой информации за то или иное выступление, попытки обстрела с помощью кустарно изготовленных устройств правительственных зданий или личных домов государственных деятелей, поджог автомобилей, а также провоцирование массовых беспорядков. Как правило, большинство подобных вылазок обходилось без жертв.

Исключение составил террористический акт 20 марта 1995 года, когда группа боевиков религиозной секты "Аум синрикё" подбросила на шести станциях токийского метро пакеты с боевым отравляющим газом. В результате погибло 11 человек и более 5,5 тысяч было отравлено.

А. Крайнев предлагает следующую классификацию терроризма:

- политико-социальный (примером может служить РАФ);

- порождаемый движениями в духе гипертрофированного регионализма (ЭТА, ИРА, КРП);

- политико-религиозный (насильственные действия исламистских экстремистов).

В ряде международно-правовых документов к террористическим действиям отнесены убийства и покушения на них, захват и удержание заложников, транспортных средств, разного рода объектов (посольств, штаб-квартир политических партий и организаций, мест проведения международных и иных политических акций, казарм, населенных пунктов, вокзалов и т.п.), организация взрывов, похищения людей и поджоги, оказание давления, сопряженного с насилием, на государственных служащих, общественных деятелей, судей, работников прокуратуры, чтобы заставить их совершать действия, отвечающие планам и намерениям террористов.

Что касается методов и форм террористических действий, то можно проследить такую тенденцию. Если в начальный период повышенной активности международного терроризма (в 70-х годах) представители данных организаций в основном практиковали засады и захват заложников, то в последующие годы методы их борьбы частично видоизменились.

Состав, размеры и принципы организации террористических групп стали более разнообразными. Так, сохраняются организации, выполняющие указания из единого центра или координирующие свои действия в рамках определенной сети, однако появились и небольшие автономные ячейки, которые никому не подчиняются. Как показывает опыт французских спецслужб, они могут быстро возникать вокруг какого-нибудь опытного террориста (например, моджахеда, прошедшего через пакистанские военные лагеря или афганский, боснийский или косовский конфликты), их действия отличаются неожиданностью и непредсказуемостью. С такой "рассеянной и фрагментарной" угрозой становится весьма трудно бороться.

Террористические группы традиционно содержат сильную прослойку религиозных фанатичных элементов, поскольку лишь тотальная вера оправдывает лишение человека жизни. Фанатики-мусульмане считают убийство врагов Аллаха религиозным подвигом и полагают, что безбожники в их странах или в Израиле должны быть уничтожены по его воле. Доктрина "Аум синрикё" утверждает, что убийство должно помочь спасению и жертвы, и убийцы. Сектантский фанатизм в последние десятилетия усилился, и, как правило, чем меньше террористическая группа, тем она фанатичнее.

Осознание глобальности проблемы терроризма и необходимости координации усилий всех стран по борьбе с ним - вот что должно стать лейтмотивом будущего столетия. Пока же действует ряд конвенций ООН по отдельным видам терроризма - незаконному захвату воздушных судов, преступлениям против лиц, пользующихся международной защитой, захвату заложников и т.д.

А пока каждое государство руководствуется собственными критериями в определении терроризма и борется с ним по-своему. И болезнь ХХ века продолжает угрожать человечеству и в будущем тысячелетии, облекая его на тысячи и тысячи возможных жертв от рук террористов.


Вверх  Оглавление

email: umaximov@newmail.ru

Hosted by uCoz