СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОЛОДЁЖИ
по материалам "ЭКСТРЕМИЗМ в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики", 2003 г.
Изучение
социально-психологических характеристик молодежи Санкт-Петербурга позволило
выявить:
- общий социально-психологический фон отношений между молодежью, другими людьми
и обществом в целом.
- Мотивацию реальных и скрытых склонностей к самоорганизации молодых людей
- Социально-психологические доминанты в структуре экст-ремистски настроенного
молодого человека.
- Социально - психологические доминанты в структуре экстремистски настроенного
молодого человека.
Для
решения обозначенных задач помимо общей методики для анкетного опроса Были использованы
частные опросные модификации:
а) самооценка (как личностная характерeстика) ценностных, эмоционально-динамических
и волевых характеристик поведения;
б) шкала полярных профилей, представленная положительными и отрицательными качествами,
которые характеризуют респондента с точки зрения собственного "Я"
с различных сторон. С помощью профильной шкалы с "набором" определенных
индивидуально-личностных качеств возможно выявление скрытого экстремистского
потенциала или экстремистской тенденции в поведении конкретной личности, а на
обобщенном уровне всего объекта исследования - в молодежной среде Санкт-Петербурга.
Противостоять дискомфортным внешним условиям, воспитать в себе жизнестойкие, надежные социальные ориентиры в современных довольно-таки противоречивых жизненных условиях для подрастающего поколения совсем не простая задача. Индикатором социально-психологического фона, социальной готовности молодых людей к современным условиям в проведенном исследовании являлась определенная группа вопросов. Так, на вопрос: "Как Вы считаете, удается ли Вам вписаться в современный мир, соответствовать его условиям и требованиям?" преобладающее большинство респондентов - 88,7 % ответили "скорее, да".
Больше
половины респондентов - 52,3 % считают, что конфликты, напряженность в отношениях
между людьми зависят более всего от "неумения уважать и понимать других
людей". Сравним, например, эту причину с другими: "внутренняя склонность
к агрессии" - 21,6 %; "неблагоприятная среда, окружение человека"
- 19,3 %. Однако следует заметить, что в зависимости от таких социально-демографических
характеристик, как пол, род занятий, отмечается дифференциация. Так, по мнению
юношей, напряженности в отношениях между людьми, конфликтам в большей мере способствуют
такие факторы, как "внутренняя склонность к агрессии" - 62,5 % и "неблагоприятная
среда, окружение человека" - 59,0 % (сравним, у девушек соответственно
37,5 % и 41,0 %). Девушки же считают, что напряженности и конфликтам в отношениях
между людьми способствуют "неумение и нежелание поступиться своими взглядами,
пойти на компромисс" - 55,0 % и "неумение уважать и понимать других
людей" - 58,0 % (сравним, у юношей соответственно 45,0 % и 42,0 %) (рис.
1).
Рис. 1. Факторы напряженности, конфликтов между людьми в зависимости
от пола:
1 - неумение правильно вести себя в сложных или конфликтных ситуациях;
2 - внутренняя склонность к агрессии;
3 - неблагоприятная среда, окружение человека;
4 - неспособность поступиться своими взглядами, пойти на компромисс;
5 - неумение уважать и понимать других людей
Во мнениях по такому жизненно-нравственному принципу, как "жизнь человека - не самая главная ценность в этом мире", молодые люди разделились примерно поровну. Настораживает факт, что в сознании почти половины опрошенной нами современной молодежи "жизнь человека - не самая главная ценность в этом мире". Еще значительно больше респондентов придерживаются мнения, что при "уверенности в своей правоте могут принести боль, страдания другим людям и не будут об этом очень грустить – 55,5 %.
Если соотнести "жизнь" как физиологическое существование человека во всех его проявлениях с понятием "честь", которое раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны окружающих, общества, то современная молодежь выбирает жизнь с ее позитивными и негативными реалиями. Так, на вопрос: "Какая из двух перечисленных ниже позиций более всего соответствует вашим представлениям?" респонденты ответили: "самое дорогое у человека это жизнь" - 54,4 %; "честь жизни дороже" –45,6 %.
Если в общих ответах на этот вопрос жизнеутверждающая позиция "самое дорогое у человека это жизнь" не очень намного сильнее позиции "честь жизни дороже", то в зависимости от принадлежности к полу отмечается более заметная дифференциация. Так, девушки значительно более оптимистичны в своих представлениях о позиции "самое дорогое у человека - это жизнь" - 64,3 %, чем юноши - 48,0 %, и наоборот, для юношей более привлекательна позиция "честь жизни дороже" - 52,0 %.
Любопытно, что результаты мониторинга этого вопроса (с 1997 г.) показывают, что отмечается некоторая тенденция снижения жизненного оптимизма среди молодых людей в отношении к жизни как ценности. Например, результаты ответов на этот вопрос в 1997 г. выглядели так "самое дорогое у человека - это жизнь" - 65,0 %; "честь жизни дороже" - 35,0 %.
Определяя свое поведение, собственные нравственно-этические принципы, только 15,4 % респондентов отнесли себя к трудным подросткам. Преобладающее большинство опрошенной нами молодежи - 84,6 % не испытывают явного демонстративного дискомфорта в поведении и в отношениях к самому себе, к окружающим, к обществу (рис. 2 слева).
В зависимости от пола в признании себя трудным подростком дифференциации по определению не отмечаются. Преобладающее большинство юношей - 80,5 % и девушек - 90,6 % (!) не относят себя к трудным подросткам. Однако среди опрошенных нами юношей группа трудных подростков заметно больше. К группе трудных подростков отнесли себя 19,5 % юношей и 9,4 % девушек.
На
вопрос:
"Приходилось ли Вам самим встречаться с экстремистами?"
75,6 % опрошенной нами молодежи ответили "нет". Почти третья часть
опрошенных современных молодых людей встречаются с экстремистами. В исследовании
любопытен факт, что те молодые люди, которые относят себя к трудным подросткам,
встречаются с экстремистами чаще - 43,1 %. И наоборот. Существует высокая статистически
корреляционная связь: респонденты, не относящие себя к трудным подросткам, в
значительно меньшей мере встречаются с экстремистами - 78,9 %. Предполагается,
что трудные подростки и экстремистски настроенные личности в большей мере склонны
выстраивать социальные и социально-психологические взаимные контакты, находить
определенную социально-групповую среду, общий круг общения, в котором может
происходить переоценка своих личностных возможностей, переориентация жизненных
ценностей. Возможно, не случайно поэтому респонденты, относящие себя к трудным
подросткам, характеризуют экстремистов в большей мере "мужественными, искренними
людьми, борющимися за справедливость" - 26,0 % (сравним, например, с такой
характеристикой, как "авантюристы, думающие о собственной славе и выгоде"
- 7,3 %).
Говорить о прямом влиянии патохарактерологических свойств личности, психологической агрессивности, отнесения себя к трудным подросткам, агрессивных привычек на экстремистские проявления в общении с другими людьми было бы, очевидно, неправильно. Проявление экстремистских диспозиций может быть обусловлено, скорее всего, комплексом социально-экономических, социально-психологических, культурно-нравственных, физиологических, семейных и многих других декомпенсаций.
Для изучения социально-психологических характеристик, проявляющихся в общении, деятельности, поведении, нами сделан оценочный типологический анализ социально-личностных качеств, позволяющий выявить комбинацию свойств, особенностей или доминирующих характеристик, в какой-то мере при определенных внешних обстоятельствах способствующих экстремистским проявлениям. С этой целью в типообразующем вопросе: "К какому типу людей Вы себя относите?" была применена шкала полярных профилей. (Респондент должен был в каждой паре дать оценку качеств по 5-балльной шкале, где 5 - наивысшая степень развития данного качества, а 1 - наименьшая.) Необходимо оговориться, что в реальном поведении идеальной модели личности практически не встречается. Поэтому важно выявить гарм-нию развитости позитивных и негативных качеств у индивида, что и будет его характеризовать как индивидуальность, с присущими ей поведенческими доминантами (ДОбрьIЙ - ЗЛОЙ, МИрОЛЮбИВЫЙ - ЭКСтреМИСТСКИЙ).
Для анализ аполученных ответов на вопрос: "К какому типу людей Вы себя относите?" приведем, к примеру, линейные распределения средних оценок индивидуально-типологических качеств (табл. 6).
Распределения средних оценок индивидуально-типологических качеств, характеризующих современную молодежь
Предприимчивый |
3,5 | Непредприимчивый |
Самостоятельный | 4,0 | Зависимый |
Осторожный | 3,5 | Рискованный |
прагматичный | 3,2 | Непракгичный |
Трудолюбивый | 3,6 | Ленивый |
Ведущий | 3,3 | Ведомый |
Коллективист | 3,4 | Инцивидуалист |
Организованный | 3,8 | неорганизованный |
Общительный | 4,0 | Замкнутый |
Спокойный | 2,5 | Агрессивный |
Дисциплинированный | 3,6 | Недисциплинированный |
Активный | 3,8 | Пассивный |
Принципиальный | 3,6 | Беспринципный |
Оригинальный | 3,5 | Стандартный |
Уравновешенный | 3,6 | Неуравновешенный |
Полный надежд | 3,8 | Разочарованный |
Сопереживающий | 3,7 | Равнодушный |
Жизнерадостный | 3,9 | Мрачный |
Сильный | 3,8 | Слабый |
Здоровый | 3,8 | Больной |
Радикальный | 3,3 | Консервативный |
Добрый | 4,0 | Злой |
Миролюбивый | 4,0 | Экстремистский |
П р и м е ч а н и е . Вербальная характеристика числовых значений: 5 - очень сильно развито; 4 - сильно развито; 3 - не очень сильно развито, не очень слабо развито (среднее); 2 - слабо развито; 1- очень слабо развито.
Предложенный "набор" социально ценных качеств представляет вариации различных типов молодых людей. Как показывают средние значения оценок, очень сильноразвитых качеств, т.е. качеств, очень сильно . доминирующих в структуре личности респондента, с оценкой 5 баллов нет; не отмечаются также качества, очень слабо выраженные (с оценкой 1 балл) и слабо развитые (с оценкой 2 балла). Отметим сразу, что единственная пара качеств (агрессивный - спокойный), ментальных в поведенческом аспекте, развита менее средней величины (2,5 балла). Здесь следует напомнить, что к "почти всегда агрессивно настроенным в отношении окружающих" отнесли себя всего 2,5%, преобладающее же большинство опрошенных настроены агрессивно "время от времени" - 61,1 %. Идентичные значения перекрещивающихся вопросов говорят о надежности полученных эмпирических результатов по изучаемому вопросу. Присущая опрошенным нами юношам и девушкам агрессивность как качество личности совсем не означает, что они должны в реальной жизни проявлять агрессивное поведение.
Различий в уровне развитости перечисленных социально-психологических качеств в зависимости от основных социально-демографических характеристик, не обнаружено. У всех опрошенных групп молодежи СанктПетербурга качества в основном развиты настолько (в континууме от 3,5 до 4,0 баллов), чтобы определить сформированный й собственный эмоционально-ценностный потенциал.
Статистически значимой зависимости между уровнем развитости индивидуально-психологических качеств и частотой агрессивной настроенности и отношении к окружающим также не отмечается. Время от времени каждый молодой человек может быть агрессивно настроен по отношению к окружающим, обществу, проявляя в реальном поведении, скорее, экстремистское позирование, независимо от сочетания и даже гармонии положительных и отрицательных свойств личности. Индикатором скрытой формы проявления экстремизма, экстремистского потенциала в молодежной среде в большей мере могут быть особенности нравственно-психологической структуры личности молодого человека и его неразрешенные личностно-значимые социальные проблемы.
Высокая положительная взаимосвязь отмечается между уровнем развитости индивидуально-типологических качеств и некоторыми социальными характеристиками. Так, по мнению респондентов, вписывается в современный мир, соотвествует его требованиям и условиям, авансируя себе будуще, успех в жизни, такой тип молодых людей, у которых уже сильно развит определенный “набор” личностных качеств и у которых активно формируется установка на социально-личностный успех. Например:
Сильно
развитые качества (на период опроса респондентов)
Самостоятельность Общительность Доброта
Миролюбие
Жизнерадостностьность
Организованность
Активность
Уверенность в себе (полный надежд)
Сильный
Здоровый
Активно
формирующиеся качества с установкой на социальный успех (сопутствующие развитым
качествам)
Сопереживание другому
Трудолюбие
Дисциплинированность
Уравновешенность
Принципиальность
Оригинальность
стремление к новизне
Осторожность (на грани рискованности)
Такие же, например, отталкивающие свойства личности, как "мрачность", "разочарованность", "замкнутость", "зависимость, имеющие отношение к саморазрушающих формам поведения. аутоагрессии, при изучении нашего объекта исследования не отмечались. Агрессивность же как психологическое состояние личности (в паре "агрессивный - спокойный"), по результатам самооценки в общей среде опрошенной молодежи, слабо развита (немного ниже среднего) (без анализа мнений группы молодых людей, отбывающих наказание в воспитательной колонии г. Колпино).
Таким образом личностно-типологические анализ показал что общий социально-психологический фон отношений между молодежью, другими людьми и обществом, скорее, можно отнести к компромиссному конструктивному несущему' "заряд" толерантности, эмоциональной экспрессивности (включая расхождение с общепринятыми нормами действий в большей степени доброты, чем агрессивности и зла. В сознании и поведении молодежи Санкт-Петербурга формируются, скорее, такие социально-психологические характеристики, как "будущее - время полное надежд", "жизнерадостность", "миролюбие", чем "разочарование", "мрачность", "экстремизм".
Оценка
своих жизненных притязаний, позиций, эмоционально-деловых отношений с окружающими
своих мотиваций отношения к жизни, которые могут быть позитивными и негативными,
дает объективное представление человека о самом себе. В проведенном нами исследовании
респондентам было предложено дать оценку некоторым ценностным эмоционально-динамическим
и социально-психологическим характеристикам поведения, пользуясь шкалой соотношения
значений "да" и "нет" (табл. 7 слева).
Следует отметить, что не все перечисленные выше ситуативные характеристики дифференцируются в зависимости от социально-демографических и других социальных характеристик. В наибольшей мере от пола зависит, что вполне логичное "силовая, мужская" характеристика, а именно: "мне приятно, когда меня побаиваются или боят-ся". Связь между этой характеристикой и полом очень вы-сока - на статистическом 99е0 % уровне достоверности! "Гак, юношам в большей степени присуща характеристика "мне приятное когда меня побаиваются или боятся" - 55е0 %. И наоборот, среди девушек эта характеристика не является привлекательной - 74е0 % (сравним, у юношей - 45,0 %). Девушек, не принимающих "силовую" характеристику, как видим, значительно больше, чем юношей, считающих ее привлекательной (рис. 3).
На основании этик эмпирических результатов и по дан-ным состояния других поведенческих социально-психоло-гических характеристик (с меньшей зависимостью от пола, наiример, "я ощущаю тягу к экстремальным ситуациям, к острым ощущениям, переживаниям": "да" - юноши 56е0 %, да„ - девушки 49е5 %) можно предположить, что поведению юношей в большей мере, чем поведению девушек, свойствен "принцип силовой самореализации". Заметна эмоциональная личностно-мотивационная особенность в поведении девушек. Избегая развития "си-ловых" характеристик у себя лично, в реальном поведе-нии других людей в большей мере им "нравятся герои, сильные люди, любящие рисковать". В других людях проявление силы, риска, геройства является предметом их предпочтения и интереса - 86,2 % (сравним, у юношей - 77,0 %).
По некоторым другим поведенческим характеристикам также имеются очень заметные различия по полу. Напри-мер, девушки более чувствительны, сенситивны к эмоци онально-динамическим проявлениям: ласке, заботе, всему спектру человеческих чувств. Так, более половины опрошенных девушек считает, что им "часто не хватает любви, ласки, заботы" (сравним, юноши - 38,6 %) 8о взаимодействии с другими людьми в проявлении межличностной чувствительности", по мнению девушек, им "не хватает понимания со стороны других людей" - 43,7 % (сравним, юноши - 36,0 %).
Уверенность
в жизненной перспективе своего будущео в большей степени характеризует юношей,
чем девушек (сравним, соответственно 68,0 % и 32.0 %) (рис. 4).
Многие поведенческие характеристики по своим проявлениям очень высоко коррелируют с той ролью человека (особенно это касается подросткового возрастного периода), которую дало ему ближнее окружение, а имен-но с ролью "трудный подросток" (причем это без ана-лиза мнений юношей, отбывающих наказание в воспитательной колонии г. Колпино). Остановимся на некоторых этик тесно взаимосвязанных характеристиках, так как они могут быть полезны некоторым воспитательным учреждениям и социальным службам, занимающимся экстремистски настроенной молодежно (табл. 8).
Трудные подростки по характеристикам своих поведенческих проявлений, динамики жизненных притязаний и представлений о средствах их реализации входят в круг людей "группы риска", и они в большей мере относятся к экстремистски настроенной части молодежи. Например, из тех, кого относят к трудным подросткам, 67,0 % "ощущают тягу к экстремальным ситуациям, к острым ощущениям, переживаниям", и 73,7 % респондентов из этой группы могут "в таких ситуациях пойти на непредсказуемые действия". Причем экстремистские притязания в этой критической группе вполне могут быть реализованы.
Приведемещенесколькопримеров тесной взаимосвязи ситуативнык, поведенческих характеристик с агрессивным настроением в отношении окружающих.
Ситуативные реакции и частота проявления агрессивности:
1.
а) Те, кто думает о негативных последствиях поступков, которые совершают, в
основном "почти никогда" не бывают агрессивно настроены - 80,0 %.
б) И наоборот. Те, кто не думает о негативных последствиях, "почти всегда"
агрессивно настроены в отношении окружающих - 53,0 %.
2.
а) Те, кто быстро теряет самообладание, когда им приносят зло, оскорбление,
входят в группу "почти все-гда" агрессивно настроенны х людей - 83,0
%.
б) Те, кто не входит в группу теряющих самообладание "почти никогда"
не бывают агрессивно на-строены - 68,5
3.
а) Те, кому в острых ситуациях важно не нанесение ущерба противнику, а демонстрация
своей силы, возможности, в основном "почти никогда" не бывают настроены
агрессивно - 62,0 %.
б) Те, кому важна не демонстрация своей силы, а на-несение ущерба - 65,0 %,
"почти всегда" настроены агрессивно - 65,0 %.
4.
а) Те, кому приятно, когда их побаиваются или боятся, в основном "почти
всегда" бывают агрессивно настроены - 66,7 %
б) Кому неприятно, когда их боятся, "почти никогда" агрессивно не
настроены - 65,3 %.
5.
а) Те, кому не хватает понимания со стороны других людей, "почти всегда"
настроены в отношении окружающих агрессивно - 42,0 %
б) Те, кому хватает понимания со стороны других людей, "почти никогда"
не настроены агрессивно - 70,3 %
6.
а) Те, кто ощущает тягу к экстремальным ситуациям, к острым ощущениям, переживаниям
и может пойти на непредсказуемые действия, "почти всегда" бывают настроены
агрессивно - 82,5 %
б) Кто не может пойти на непредсказуемые действия в экстремальных ситуациях,
"почти никогда" не настроен агрессивно - 58,5 %
7.
а) Те, кому не хватает любви, ласки, заботы, агрессивно настроены в основном
"время от времени" - 48,0%.
б) И наоборот, кому хватает этих чувств, внимания, "почти никогда"
не бывают агрессивны - 63,5 %.
8.
а) Те, кто ответили, что "нравится жить так, как живу сейчас", "почти
никогда" не бывают агрессивно настроены - 62,8 % .
б) Те, кому "не нравится жить так, как живу сейчас", "время от
времени" бывают агрессивно настроены в отношении окружающих - 48,3%
Такова высокая взаимосвязь ситуативных характеристик поведения и агрессивного настроения в отношении с окружающими. Имеется также тесная взаимная зависимость между такой жизненно-мотивационной характеристики как «Если бы Вам представилась возможность начать жизнь сначала, хотели бы Вы, чтобы все повторилось?» и ситуативными характеристиками поведения. Отметим, что не все перечисленные характеристики взаимосвязаны.
Приведем
примеры взаимовлияющих характеристик:
а) Те, коду нравятся герои, сильные люди, любящие рисковать, о возможности начать
жизнь сiачала ответи-и что "скорее, да", повторили бы все - 54,0 %
б) Кому это все не нравится: герои, сильные люди, - скорее не хотели бы повторить
свой выбор - 60,0%. Интересна позиция тех, кому не хватает понимания, любви,
ласки, заботы. При предоставленной им возможности начать жизнь сначала они оставили
бы все по-прежнему.
Очевидно, для этой группы молодых людей свойственны личностные мотивационные особенности, а также личностные акцентуации в характере, поведении, жизненных притязаниях. Эти молодые люди могут быть равнодушны, мрачны, злы и в какой-то мере экстремистски настроены по отношению к другим людям и обществу, что является результатом их личного жизненного опыта.
На
основании изложенны х результатов исследования сделаны следующие выводы:
1. Выявлена группа "трудных подростков"; которая составляет 15,4 %
от общей совокупности опрошенных. Эту немногочисленную группу молодых людей
можно отнести к кризисной группе, которой свойственна некоторая деформация в
формирующейся мотивации пове-дения и жизненных притязаниях: всегда "ощущают
тягу к экстремальным ситуациям и могут пойти на непредсказуемые действия".
Во взаимоотношении с окружающими возможны конфликтные ситуации в виде агрессивного
к ним отношения со стороны кризисных групп. Взаимодействие этой группы риска,
которая пережила "уроки жестокости», с обществом нельзя назвать бесконфликтными.
Процесс личностного развития трудных подростков, процесс формирования бесконфликтного
поведения в кризисных группах остается острой проблемой общества.
2. В ситуативных характеристиках поведения у молодых людей формируется и проявляется принцип "силовой самоактуализации" (демонстрация своей силы, своих силовых возможностей).
3. Отмечается некоторая тенденция снижения жизненного оптимизма среди молодых людей в отношении к жизни как высшей ценности человека. По результатам мониторинга отмечается негативная динамика относительно мнения, что "самое дорогое у человека - это жизнь".
4. Развитость таких индивидуально-типологических свойств и особенностей личности, как замкнутость, утрата межличностных контактов с социумом, неуравновешенность, разочарованность, мрачность, слабость, озлоб-ленность, изощренные формы проявления радикализма, утрата лидерских позиций, низкая мотивация к достижениям, акцентуация личностны к особенностей поведения, можно отнести к социально-психологическим доминантам, проявляющимся в структуре экстремистски настроенных молодых людей.
5. Поскольку современное общество отличается неустойчивостью, нестабильностью во многих сферах жизнедеятельности, то оно часто отрицательно "заряжает" эмоционально-волевую сферу молодых людей, что приводит к напряженным, критическим состояниям, а возможно, и к экстремальным ситуациям, сопровождаемым явными и скрытыми проявлениями экстремизма. Чаще всего при таких ситуациях общество и личность молодого человека находятся в "диспозиции отчужденности".