СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОЛОДЁЖИ

по материалам "ЭКСТРЕМИЗМ в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики", 2003 г.

Изучение социально-психологических характеристик молодежи Санкт-Петербурга позволило выявить:
- общий социально-психологический фон отношений между молодежью, другими людьми и обществом в целом.
- Мотивацию реальных и скрытых склонностей к самоорганизации молодых людей
- Социально-психологические доминанты в структуре экст-ремистски настроенного молодого человека.
- Социально - психологические доминанты в структуре экстремистски настроенного молодого человека.

Для решения обозначенных задач помимо общей методики для анкетного опроса Были использованы частные опросные модификации:
а) самооценка (как личностная характерeстика) ценностных, эмоционально-динамических и волевых характеристик поведения;
б) шкала полярных профилей, представленная положительными и отрицательными качествами, которые характеризуют респондента с точки зрения собственного "Я" с различных сторон. С помощью профильной шкалы с "набором" определенных индивидуально-личностных качеств возможно выявление скрытого экстремистского потенциала или экстремистской тенденции в поведении конкретной личности, а на обобщенном уровне всего объекта исследования - в молодежной среде Санкт-Петербурга.

Противостоять дискомфортным внешним условиям, воспитать в себе жизнестойкие, надежные социальные ориентиры в современных довольно-таки противоречивых жизненных условиях для подрастающего поколения совсем не простая задача. Индикатором социально-психологического фона, социальной готовности молодых людей к современным условиям в проведенном исследовании являлась определенная группа вопросов. Так, на вопрос: "Как Вы считаете, удается ли Вам вписаться в современный мир, соответствовать его условиям и требованиям?" преобладающее большинство респондентов - 88,7 % ответили "скорее, да".

Больше половины респондентов - 52,3 % считают, что конфликты, напряженность в отношениях между людьми зависят более всего от "неумения уважать и понимать других людей". Сравним, например, эту причину с другими: "внутренняя склонность к агрессии" - 21,6 %; "неблагоприятная среда, окружение человека" - 19,3 %. Однако следует заметить, что в зависимости от таких социально-демографических характеристик, как пол, род занятий, отмечается дифференциация. Так, по мнению юношей, напряженности в отношениях между людьми, конфликтам в большей мере способствуют такие факторы, как "внутренняя склонность к агрессии" - 62,5 % и "неблагоприятная среда, окружение человека" - 59,0 % (сравним, у девушек соответственно 37,5 % и 41,0 %). Девушки же считают, что напряженности и конфликтам в отношениях между людьми способствуют "неумение и нежелание поступиться своими взглядами, пойти на компромисс" - 55,0 % и "неумение уважать и понимать других людей" - 58,0 % (сравним, у юношей соответственно 45,0 % и 42,0 %) (рис. 1).

Рис. 1. Факторы напряженности, конфликтов между людьми в зависимости от пола:
1 - неумение правильно вести себя в сложных или конфликтных ситуациях;
2 - внутренняя склонность к агрессии;
3 - неблагоприятная среда, окружение человека;
4 - неспособность поступиться своими взглядами, пойти на компромисс;
5 - неумение уважать и понимать других людей

Во мнениях по такому жизненно-нравственному принципу, как "жизнь человека - не самая главная ценность в этом мире", молодые люди разделились примерно поровну. Настораживает факт, что в сознании почти половины опрошенной нами современной молодежи "жизнь человека - не самая главная ценность в этом мире". Еще значительно больше респондентов придерживаются мнения, что при "уверенности в своей правоте могут принести боль, страдания другим людям и не будут об этом очень грустить – 55,5 %.

Если соотнести "жизнь" как физиологическое существование человека во всех его проявлениях с понятием "честь", которое раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны окружающих, общества, то современная молодежь выбирает жизнь с ее позитивными и негативными реалиями. Так, на вопрос: "Какая из двух перечисленных ниже позиций более всего соответствует вашим представлениям?" респонденты ответили: "самое дорогое у человека это жизнь" - 54,4 %; "честь жизни дороже" –45,6 %.

Если в общих ответах на этот вопрос жизнеутверждающая позиция "самое дорогое у человека это жизнь" не очень намного сильнее позиции "честь жизни дороже", то в зависимости от принадлежности к полу отмечается более заметная дифференциация. Так, девушки значительно более оптимистичны в своих представлениях о позиции "самое дорогое у человека - это жизнь" - 64,3 %, чем юноши - 48,0 %, и наоборот, для юношей более привлекательна позиция "честь жизни дороже" - 52,0 %.

Любопытно, что результаты мониторинга этого вопроса (с 1997 г.) показывают, что отмечается некоторая тенденция снижения жизненного оптимизма среди молодых людей в отношении к жизни как ценности. Например, результаты ответов на этот вопрос в 1997 г. выглядели так "самое дорогое у человека - это жизнь" - 65,0 %; "честь жизни дороже" - 35,0 %.

Определяя свое поведение, собственные нравственно-этические принципы, только 15,4 % респондентов отнесли себя к трудным подросткам. Преобладающее большинство опрошенной нами молодежи - 84,6 % не испытывают явного демонстративного дискомфорта в поведении и в отношениях к самому себе, к окружающим, к обществу (рис. 2 слева).

В зависимости от пола в признании себя трудным подростком дифференциации по определению не отмечаются. Преобладающее большинство юношей - 80,5 % и девушек - 90,6 % (!) не относят себя к трудным подросткам. Однако среди опрошенных нами юношей группа трудных подростков заметно больше. К группе трудных подростков отнесли себя 19,5 % юношей и 9,4 % девушек.

На вопрос:
"Приходилось ли Вам самим встречаться с экстремистами?" 75,6 % опрошенной нами молодежи ответили "нет". Почти третья часть опрошенных современных молодых людей встречаются с экстремистами. В исследовании любопытен факт, что те молодые люди, которые относят себя к трудным подросткам, встречаются с экстремистами чаще - 43,1 %. И наоборот. Существует высокая статистически корреляционная связь: респонденты, не относящие себя к трудным подросткам, в значительно меньшей мере встречаются с экстремистами - 78,9 %. Предполагается, что трудные подростки и экстремистски настроенные личности в большей мере склонны выстраивать социальные и социально-психологические взаимные контакты, находить определенную социально-групповую среду, общий круг общения, в котором может происходить переоценка своих личностных возможностей, переориентация жизненных ценностей. Возможно, не случайно поэтому респонденты, относящие себя к трудным подросткам, характеризуют экстремистов в большей мере "мужественными, искренними людьми, борющимися за справедливость" - 26,0 % (сравним, например, с такой характеристикой, как "авантюристы, думающие о собственной славе и выгоде" - 7,3 %).

Говорить о прямом влиянии патохарактерологических свойств личности, психологической агрессивности, отнесения себя к трудным подросткам, агрессивных привычек на экстремистские проявления в общении с другими людьми было бы, очевидно, неправильно. Проявление экстремистских диспозиций может быть обусловлено, скорее всего, комплексом социально-экономических, социально-психологических, культурно-нравственных, физиологических, семейных и многих других декомпенсаций.

Для изучения социально-психологических характеристик, проявляющихся в общении, деятельности, поведении, нами сделан оценочный типологический анализ социально-личностных качеств, позволяющий выявить комбинацию свойств, особенностей или доминирующих характеристик, в какой-то мере при определенных внешних обстоятельствах способствующих экстремистским проявлениям. С этой целью в типообразующем вопросе: "К какому типу людей Вы себя относите?" была применена шкала полярных профилей. (Респондент должен был в каждой паре дать оценку качеств по 5-балльной шкале, где 5 - наивысшая степень развития данного качества, а 1 - наименьшая.) Необходимо оговориться, что в реальном поведении идеальной модели личности практически не встречается. Поэтому важно выявить гарм-нию развитости позитивных и негативных качеств у индивида, что и будет его характеризовать как индивидуальность, с присущими ей поведенческими доминантами (ДОбрьIЙ - ЗЛОЙ, МИрОЛЮбИВЫЙ - ЭКСтреМИСТСКИЙ).

Для анализ аполученных ответов на вопрос: "К какому типу людей Вы себя относите?" приведем, к примеру, линейные распределения средних оценок индивидуально-типологических качеств (табл. 6).

Распределения средних оценок индивидуально-типологических качеств, характеризующих современную молодежь

Предприимчивый
3,5 Непредприимчивый
Самостоятельный 4,0 Зависимый
Осторожный 3,5 Рискованный
прагматичный 3,2 Непракгичный
Трудолюбивый 3,6 Ленивый
Ведущий 3,3 Ведомый
Коллективист 3,4 Инцивидуалист
Организованный 3,8 неорганизованный
Общительный 4,0 Замкнутый
Спокойный 2,5 Агрессивный
Дисциплинированный 3,6 Недисциплинированный
Активный 3,8 Пассивный
Принципиальный 3,6 Беспринципный
Оригинальный 3,5 Стандартный
Уравновешенный 3,6 Неуравновешенный
Полный надежд 3,8 Разочарованный
Сопереживающий 3,7 Равнодушный
Жизнерадостный 3,9 Мрачный
Сильный 3,8 Слабый
Здоровый 3,8 Больной
Радикальный 3,3 Консервативный
Добрый 4,0 Злой
Миролюбивый 4,0 Экстремистский

П р и м е ч а н и е . Вербальная характеристика числовых значений: 5 - очень сильно развито; 4 - сильно развито; 3 - не очень сильно развито, не очень слабо развито (среднее); 2 - слабо развито; 1- очень слабо развито.

Предложенный "набор" социально ценных качеств представляет вариации различных типов молодых людей. Как показывают средние значения оценок, очень сильноразвитых качеств, т.е. качеств, очень сильно . доминирующих в структуре личности респондента, с оценкой 5 баллов нет; не отмечаются также качества, очень слабо выраженные (с оценкой 1 балл) и слабо развитые (с оценкой 2 балла). Отметим сразу, что единственная пара качеств (агрессивный - спокойный), ментальных в поведенческом аспекте, развита менее средней величины (2,5 балла). Здесь следует напомнить, что к "почти всегда агрессивно настроенным в отношении окружающих" отнесли себя всего 2,5%, преобладающее же большинство опрошенных настроены агрессивно "время от времени" - 61,1 %. Идентичные значения перекрещивающихся вопросов говорят о надежности полученных эмпирических результатов по изучаемому вопросу. Присущая опрошенным нами юношам и девушкам агрессивность как качество личности совсем не означает, что они должны в реальной жизни проявлять агрессивное поведение.

Различий в уровне развитости перечисленных социально-психологических качеств в зависимости от основных социально-демографических характеристик, не обнаружено. У всех опрошенных групп молодежи СанктПетербурга качества в основном развиты настолько (в континууме от 3,5 до 4,0 баллов), чтобы определить сформированный й собственный эмоционально-ценностный потенциал.

Статистически значимой зависимости между уровнем развитости индивидуально-психологических качеств и частотой агрессивной настроенности и отношении к окружающим также не отмечается. Время от времени каждый молодой человек может быть агрессивно настроен по отношению к окружающим, обществу, проявляя в реальном поведении, скорее, экстремистское позирование, независимо от сочетания и даже гармонии положительных и отрицательных свойств личности. Индикатором скрытой формы проявления экстремизма, экстремистского потенциала в молодежной среде в большей мере могут быть особенности нравственно-психологической структуры личности молодого человека и его неразрешенные личностно-значимые социальные проблемы.

Высокая положительная взаимосвязь отмечается между уровнем развитости индивидуально-типологических качеств и некоторыми социальными характеристиками. Так, по мнению респондентов, вписывается в современный мир, соотвествует его требованиям и условиям, авансируя себе будуще, успех в жизни, такой тип молодых людей, у которых уже сильно развит определенный “набор” личностных качеств и у которых активно формируется установка на социально-личностный успех. Например:

Сильно развитые качества (на период опроса респондентов)
Самостоятельность Общительность Доброта
Миролюбие
Жизнерадостностьность
Организованность
Активность
Уверенность в себе (полный надежд)
Сильный
Здоровый

Активно формирующиеся качества с установкой на социальный успех (сопутствующие развитым качествам)
Сопереживание другому
Трудолюбие
Дисциплинированность
Уравновешенность
Принципиальность
Оригинальность
стремление к новизне
Осторожность (на грани рискованности)

Такие же, например, отталкивающие свойства личности, как "мрачность", "разочарованность", "замкнутость", "зависимость, имеющие отношение к саморазрушающих формам поведения. аутоагрессии, при изучении нашего объекта исследования не отмечались. Агрессивность же как психологическое состояние личности (в паре "агрессивный - спокойный"), по результатам самооценки в общей среде опрошенной молодежи, слабо развита (немного ниже среднего) (без анализа мнений группы молодых людей, отбывающих наказание в воспитательной колонии г. Колпино).

Таким образом личностно-типологические анализ показал что общий социально-психологический фон отношений между молодежью, другими людьми и обществом, скорее, можно отнести к компромиссному конструктивному несущему' "заряд" толерантности, эмоциональной экспрессивности (включая расхождение с общепринятыми нормами действий в большей степени доброты, чем агрессивности и зла. В сознании и поведении молодежи Санкт-Петербурга формируются, скорее, такие социально-психологические характеристики, как "будущее - время полное надежд", "жизнерадостность", "миролюбие", чем "разочарование", "мрачность", "экстремизм".

Оценка своих жизненных притязаний, позиций, эмоционально-деловых отношений с окружающими своих мотиваций отношения к жизни, которые могут быть позитивными и негативными, дает объективное представление человека о самом себе. В проведенном нами исследовании респондентам было предложено дать оценку некоторым ценностным эмоционально-динамическим и социально-психологическим характеристикам поведения, пользуясь шкалой соотношения значений "да" и "нет" (табл. 7 слева).

Следует отметить, что не все перечисленные выше ситуативные характеристики дифференцируются в зависимости от социально-демографических и других социальных характеристик. В наибольшей мере от пола зависит, что вполне логичное "силовая, мужская" характеристика, а именно: "мне приятно, когда меня побаиваются или боят-ся". Связь между этой характеристикой и полом очень вы-сока - на статистическом 99е0 % уровне достоверности! "Гак, юношам в большей степени присуща характеристика "мне приятное когда меня побаиваются или боятся" - 55е0 %. И наоборот, среди девушек эта характеристика не является привлекательной - 74е0 % (сравним, у юношей - 45,0 %). Девушек, не принимающих "силовую" характеристику, как видим, значительно больше, чем юношей, считающих ее привлекательной (рис. 3).

На основании этик эмпирических результатов и по дан-ным состояния других поведенческих социально-психоло-гических характеристик (с меньшей зависимостью от пола, наiример, "я ощущаю тягу к экстремальным ситуациям, к острым ощущениям, переживаниям": "да" - юноши 56е0 %, да„ - девушки 49е5 %) можно предположить, что поведению юношей в большей мере, чем поведению девушек, свойствен "принцип силовой самореализации". Заметна эмоциональная личностно-мотивационная особенность в поведении девушек. Избегая развития "си-ловых" характеристик у себя лично, в реальном поведе-нии других людей в большей мере им "нравятся герои, сильные люди, любящие рисковать". В других людях проявление силы, риска, геройства является предметом их предпочтения и интереса - 86,2 % (сравним, у юношей - 77,0 %).

По некоторым другим поведенческим характеристикам также имеются очень заметные различия по полу. Напри-мер, девушки более чувствительны, сенситивны к эмоци онально-динамическим проявлениям: ласке, заботе, всему спектру человеческих чувств. Так, более половины опрошенных девушек считает, что им "часто не хватает любви, ласки, заботы" (сравним, юноши - 38,6 %) 8о взаимодействии с другими людьми в проявлении межличностной чувствительности", по мнению девушек, им "не хватает понимания со стороны других людей" - 43,7 % (сравним, юноши - 36,0 %).

Уверенность в жизненной перспективе своего будущео в большей степени характеризует юношей, чем девушек (сравним, соответственно 68,0 % и 32.0 %) (рис. 4).

Многие поведенческие характеристики по своим проявлениям очень высоко коррелируют с той ролью человека (особенно это касается подросткового возрастного периода), которую дало ему ближнее окружение, а имен-но с ролью "трудный подросток" (причем это без ана-лиза мнений юношей, отбывающих наказание в воспитательной колонии г. Колпино). Остановимся на некоторых этик тесно взаимосвязанных характеристиках, так как они могут быть полезны некоторым воспитательным учреждениям и социальным службам, занимающимся экстремистски настроенной молодежно (табл. 8).

Трудные подростки по характеристикам своих поведенческих проявлений, динамики жизненных притязаний и представлений о средствах их реализации входят в круг людей "группы риска", и они в большей мере относятся к экстремистски настроенной части молодежи. Например, из тех, кого относят к трудным подросткам, 67,0 % "ощущают тягу к экстремальным ситуациям, к острым ощущениям, переживаниям", и 73,7 % респондентов из этой группы могут "в таких ситуациях пойти на непредсказуемые действия". Причем экстремистские притязания в этой критической группе вполне могут быть реализованы.

Приведемещенесколькопримеров тесной взаимосвязи ситуативнык, поведенческих характеристик с агрессивным настроением в отношении окружающих.

Ситуативные реакции и частота проявления агрессивности:

1. а) Те, кто думает о негативных последствиях поступков, которые совершают, в основном "почти никогда" не бывают агрессивно настроены - 80,0 %.
б) И наоборот. Те, кто не думает о негативных последствиях, "почти всегда" агрессивно настроены в отношении окружающих - 53,0 %.

2. а) Те, кто быстро теряет самообладание, когда им приносят зло, оскорбление, входят в группу "почти все-гда" агрессивно настроенны х людей - 83,0 %.
б) Те, кто не входит в группу теряющих самообладание "почти никогда" не бывают агрессивно на-строены - 68,5

3. а) Те, кому в острых ситуациях важно не нанесение ущерба противнику, а демонстрация своей силы, возможности, в основном "почти никогда" не бывают настроены агрессивно - 62,0 %.
б) Те, кому важна не демонстрация своей силы, а на-несение ущерба - 65,0 %, "почти всегда" настроены агрессивно - 65,0 %.

4. а) Те, кому приятно, когда их побаиваются или боятся, в основном "почти всегда" бывают агрессивно настроены - 66,7 %
б) Кому неприятно, когда их боятся, "почти никогда" агрессивно не настроены - 65,3 %.

5. а) Те, кому не хватает понимания со стороны других людей, "почти всегда" настроены в отношении окружающих агрессивно - 42,0 %
б) Те, кому хватает понимания со стороны других людей, "почти никогда" не настроены агрессивно - 70,3 %

6. а) Те, кто ощущает тягу к экстремальным ситуациям, к острым ощущениям, переживаниям и может пойти на непредсказуемые действия, "почти всегда" бывают настроены агрессивно - 82,5 %
б) Кто не может пойти на непредсказуемые действия в экстремальных ситуациях, "почти никогда" не настроен агрессивно - 58,5 %

7. а) Те, кому не хватает любви, ласки, заботы, агрессивно настроены в основном "время от времени" - 48,0%.
б) И наоборот, кому хватает этих чувств, внимания, "почти никогда" не бывают агрессивны - 63,5 %.

8. а) Те, кто ответили, что "нравится жить так, как живу сейчас", "почти никогда" не бывают агрессивно настроены - 62,8 % .
б) Те, кому "не нравится жить так, как живу сейчас", "время от времени" бывают агрессивно настроены в отношении окружающих - 48,3%

Такова высокая взаимосвязь ситуативных характеристик поведения и агрессивного настроения в отношении с окружающими. Имеется также тесная взаимная зависимость между такой жизненно-мотивационной характеристики как «Если бы Вам представилась возможность начать жизнь сначала, хотели бы Вы, чтобы все повторилось?» и ситуативными характеристиками поведения. Отметим, что не все перечисленные характеристики взаимосвязаны.

Приведем примеры взаимовлияющих характеристик:
а) Те, коду нравятся герои, сильные люди, любящие рисковать, о возможности начать жизнь сiачала ответи-и что "скорее, да", повторили бы все - 54,0 %
б) Кому это все не нравится: герои, сильные люди, - скорее не хотели бы повторить свой выбор - 60,0%. Интересна позиция тех, кому не хватает понимания, любви, ласки, заботы. При предоставленной им возможности начать жизнь сначала они оставили бы все по-прежнему.

Очевидно, для этой группы молодых людей свойственны личностные мотивационные особенности, а также личностные акцентуации в характере, поведении, жизненных притязаниях. Эти молодые люди могут быть равнодушны, мрачны, злы и в какой-то мере экстремистски настроены по отношению к другим людям и обществу, что является результатом их личного жизненного опыта.

На основании изложенны х результатов исследования сделаны следующие выводы:
1. Выявлена группа "трудных подростков"; которая составляет 15,4 % от общей совокупности опрошенных. Эту немногочисленную группу молодых людей можно отнести к кризисной группе, которой свойственна некоторая деформация в формирующейся мотивации пове-дения и жизненных притязаниях: всегда "ощущают тягу к экстремальным ситуациям и могут пойти на непредсказуемые действия". Во взаимоотношении с окружающими возможны конфликтные ситуации в виде агрессивного к ним отношения со стороны кризисных групп. Взаимодействие этой группы риска, которая пережила "уроки жестокости», с обществом нельзя назвать бесконфликтными. Процесс личностного развития трудных подростков, процесс формирования бесконфликтного поведения в кризисных группах остается острой проблемой общества.

2. В ситуативных характеристиках поведения у молодых людей формируется и проявляется принцип "силовой самоактуализации" (демонстрация своей силы, своих силовых возможностей).

3. Отмечается некоторая тенденция снижения жизненного оптимизма среди молодых людей в отношении к жизни как высшей ценности человека. По результатам мониторинга отмечается негативная динамика относительно мнения, что "самое дорогое у человека - это жизнь".

4. Развитость таких индивидуально-типологических свойств и особенностей личности, как замкнутость, утрата межличностных контактов с социумом, неуравновешенность, разочарованность, мрачность, слабость, озлоб-ленность, изощренные формы проявления радикализма, утрата лидерских позиций, низкая мотивация к достижениям, акцентуация личностны к особенностей поведения, можно отнести к социально-психологическим доминантам, проявляющимся в структуре экстремистски настроенных молодых людей.

5. Поскольку современное общество отличается неустойчивостью, нестабильностью во многих сферах жизнедеятельности, то оно часто отрицательно "заряжает" эмоционально-волевую сферу молодых людей, что приводит к напряженным, критическим состояниям, а возможно, и к экстремальным ситуациям, сопровождаемым явными и скрытыми проявлениями экстремизма. Чаще всего при таких ситуациях общество и личность молодого человека находятся в "диспозиции отчужденности".

Hosted by uCoz