ЭКСТРЕМИ3М. РЕЛИГИЯ. ВЕРОВАНИЯ

по материалам "ЭКСТРЕМИЗМ в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики", 2003 г.

В настоящее время наблюдается активный интерес населения России, и в том числе молодежи, к религии. Процессы религиозного возрождения идут крайне неравномерно и противоречиво, и их трудно различить в глубинах трансформирующегося общества. Результаты проведенного опроса молодежи показали, что 4,1% считают себя религиозными людьми, придерживающимися правил и исполняющими обряды, 73,4% полагают себя верующими, хотя и не исполняющими обрядов и правил, а 20,8% объявили себя атеистами. В табл. 27 представлена характеристика религиозности различных категорий молодежи.

Как видно из данных табл., основная доля глубоко верующих, исполняющих обряды и правила молодых людей, учатся в школах, гимназиях, колледжах и училищах профтехо6разования (60%). Верующая, но не исполняющая обрядов и правил молодежь в основном (каждый пятый) обучается в школах и гимназиях или вузах, а также уже работают или служит. Значительное число глубоко верующей, исполняющей обряды и правила молодежи, обучающейся на средней ступени образования, можно объяснить как влиянием школьного образования, так и семейным вос-питанием. В этом возрасте личность еще только формиру-ется, и в среде молодежи идут активные духовные поиски. В вузах число глубоко верующих молодых людей весьма незначительно, и это связано уже с выходом молодого человека из-под влияния семьи, переоценкой ценностей, выстраиванием собственного мировоззрения. Интересно отметить, что две трети глубоко верующих молодых людей - мужчины (табл. 28). Таким образом, среди опрошенных молодых людей весьма значительна доля верующих (почти 80 %). Между тем хорошо известно, что в религиозной среде формируется фанатизм, часто проявляющийся как религиозный пессимизм. Поэтому высокий уровень религиозности молодежи не может не вызывать беспокойства за возможные проявления экстремизма.

Мы рассматриваем религиозной экстремизм как насильственное навязывание собственной религиозной точки зрения людям иных мировоззренческих ориентаций, попытки обратить в свою веру, кажущуюся единственно правильной, а также видение в людях других духовных ориентиров "врагов". Проблема религиозного экстремизма становится особо актуальной в связи с многообразием религиозных форм, возникающих в настоящее время в виде сект, культов, школ, всевозможных учений религиозного, псевдорелигиозного и мистического характера. Анализируя проблему религиозного экстремизма, хотелось бы коснуться ее специфики. Своеобразие религии связано с тем, что, в отличие от многих других областей познания, она имеет дело с познанием трансцендентного, сверхъестественного, что способствует проявлению не только рациональной, но и иррациональной природы человека. Именно иррациональная сторона человеческой природы объясняет феномен фундаментализма, который напрямую связан с экстремизмом. Обычно фундаментализм понимается как утверждение ценностей какой-либо религии как базы всего образа жизни. Именно они представляются в виде идеала, окруженного ореолом святости, связи со сверхъестественным и претендующим на истину. Религиозные идеалы становятся доминирующими в личности человека, порождая ценности, в определенной мере связанные с иррациональными свойствами человека.

Специфика религиозных идеалов и ценностей и приводит к возникновению феномена фундаментализма, т. е. к возникновению и доминированию религиозного чувства, которое захватывает человека до такой степени, что он не в состоянии воспринять другие религиозные идеалы или духовные ориентиры. Таким образом, происходит некая сильная фиксация личности на определенном религиозном идеале. А поскольку любая религия или вероучение обладают свойством стремления к своему распространению, которое основывается на притязании исключительного обладания истиной, то и формируется жесткая фиксация личности на религиозном идеале. Психологически такого рода фундаментализм связан с нетерпимостью к чужим духовным ориентирам, предубеждением к другим религиозным верованиям, фанатизмом, агрессией по отношению к инакомыслию, нежеланием видеть и понимать существующее религиозное и культурное много-образие мира.

Однако существует и другой тип религиозного фундаментализма. Фундаментализм такого рода, который не претендует на распространение своих взглядов, веры; напротив, зафиксировавшись на религиозном идеале, человек живет, пытаясь приблизиться к нему, все более самоуглубляясь в своем духовном развитии. По нашему мнению, именно первый тип фундаментализма и влияет на возможность проявления религиозного экстремизма, тогда как второй тип способствует духовному самосовершенствованию в пределах религиозного идеала, стремясь к сохранению этого идеала в первозданной чистоте веры.

Таким образом, как представляется, можно говорить о том, что усвоение, восприятие ценностей, порождаемых одним религиозным идеалом, идет по-разному у разных людей в зависимости от их духовного и культурного развития. Следует также обратить внимание на то, что по стижение религиозных вероучений может быть экзотери-ческим, т.е. внешним, не затрагивающим внутренний духовный мир человека, который к тому же далеко не у всех людей и сформирован в той мере, которая для этого не-обходима. Такая вера проявляется как соблюдение ритуалов, обрядов и т. п. В.основе такой веры лежит доста-точно рациональное отношение к религии. Вся религиозная жизнь таких людей, не имеющих духовного опыта и не способных к нему, может быть связана лишь с внешними проявлениями ик религиозности.

То есть речь идет о проявлении социальной функции религии; это крайне важная и необходимая функция, организующая религиозную жизнь людей. Но именно это рациональное, внешнее усвоение религии способствует возникновению экстремизма: экзотерический уровень религиозного сознания, нё способного к духовному опыту, и может стать основой воинствующего фундаментализма, который при ориентации на социально значимые цели будет проявляться как экстремизм в борьбе за свои религиозные идеалы, в покорении неверных и т. п. Конечно, в разных странах с разными религиозными традициями и ментальносгью фундаментализм проявляется по-разному и в разной степени. Эти особен-ности накладывают свой отпечаток на религиозный эк-стремизм.

Но кроме рационального познания есть особый способ богопознания: мистический, состоящий в непосредственном внутреннем ощущении Божества, в таинственном прикосновении к нему. Здесь речь идет о внутреннем постижении Бога как движения по духовному пути. Следует привести слова Бердяева о том, что познание Божества предполагает прохождение через катастрофу сознания, через духовное озарение, изменяющее саму природу разума, и для богопознания необходимо просветление и озарение. Такая вера, такое познание Бога ведет к естественному фундаментализму как жизни в соответствии с божественными законами, но при этом происходит резкое расширение сознания, при котором мир становится целостным, и человек стремится познать Бога через познание себя. В этом случае проявления экстремизма, как проявления в той или другой форме насилия, уже невозможны, ибо человек стремится к духовному развитию, а в духовном мире нет деспотии и невозможно насилие.

Однако путь духовного развития сложен и долог - он требует от человека пройти многоступенчатую лестницу. Поэтому, хотя мы отметили только два основных уровня - рациональное и иррациональное (мистическое) познание Бога, но следует обратить внимание и на то, что путь рационального постижения, как наиболее доступный для верующих людей, имеет множество различных вариантов. Нам представляется, что уровень религиозного со-знания определяется степенью приближения к религи-озному идеалу Поэтому проявления экстремизма и возни-кают далеко не у всех, а только у определенного психотипа и в определенных ситуациях. Мы не касаемся здесь кон-фессиональных войн, когда религия используется в поли-тических или националистических целях.

У людей, рационально познающих Бога на первона-чальном этапе, идеал воспринимается как истина, в которую следует слепо верить. Однако затем вера рационали зируется и интеллектуализируется. Каждое слово священных книг уже пытаются как-то понять и интерпретировать. Стоит привести блестящую характеристику, данную Бердяевым религиозному сознанию такого вида. "Этот тип мироощущения создает доктрины религиозного позитивизма и религиозного материализма, определяет влиятельные и господствующие богословские системы. Опыт, лежащий в основе этого мироощущения, является источником консервативно-инертных и реакционных на-строении. Люди этого типа во всем любят авторитет и подозрительно относятся к творчеству Это статическое и враждебное всякой динамике мироощущение". При этом такое мироощущение, наполненное консерватизмом и догматизмом в сочетании с соответствующими психологическими качествами, всегда может в определенных ситуациях привести к крайностям, к экстремистским проявлениям по отношению не только к неверующим, но и к людям, глубоко верующим и имеющим духовный опыт. Таким образом, внутри самой религии можно наблюдать некие ступени познания Бога, а соответственно, и трудности взаимопонимания верующих, находящихся на разных ступенях духовной лестницы. Например, православие об этом хорошо знает, ибо еще в далекие времена святые отцы, стоявшие на очень высокой ступени духовного пути, предупреждали о негативных последствиях экстремизма: "всякая крайность - от демонов".

Мистическое познание Бога ведет к фундаментализму как жизни в соответствии с божественными законами, но при этом происходит расширение сознания, при котором мир становится целостным, человек стремится познать Бога через познание самого себя. И в этом случае проявления экстремизма, как проявления в той или иной форме насилия, уже невозможны, ибо человек стремится к духовному саморазвитию.

Таковы некоторые аспекты механизма религиозного экстремизма. Каковы же мнения самих молодых людей об экстремистах? Следует подчеркнуть, что полученные результаты говорят, что эти представления зависят от степени религиозности. Так, для глубоко верующих молодых людей, исполняющих все обряды, экстремисты - это преждё всего мужественные искренние люди, борющиеся за справедливость, а затем уже наемники, чьи хозяева, как правило, остаются неизвестны, или отчаявшиеся загнанные обстоятельствами люди, не видящие иного выхода. Таким образом, мы видим, что для глубоко верующей молодежи (59,3 %) экстремисты имеют образ скорее положительный, тогда как для обычных верующих и атеи-стов экстремисты - прежде всего наемники (по 26 % соответственно высказались за такой образ, экстремиста), и лишь затем четверть верующей молодежи отдают пред-почтение мнению о том, что экстремисты - мужественные люди. То же самое мнение имеют и 19 % атеистов. Разные точки зрения на экстремистов, как представляет-ся, говорят о том, что рассматриваемые три группы мо-лодежи в зависимости от степени религиозности имеют и разные социально-психологические характеристики, которые могут содержать в себе и такие черты, которые: способствуют проявлениям религиозного экстремизма

В ходе нашего исследования мы попытались понять, насколько молодые люди Санкт-Петербурга представляют почву для экстремизма.

Весьма интересными оказались ответы на вопрос: "Каково Ваше отношение к экстремистским партиям и движениям в нашей стране?". Оказалось, что более других готовы вступить в партии и движения такого рода верующие, исполняющие все обряды (13,3%). Например, среди атеистов таковых только 7,2%, среди верующих, но не исполняющих обряды, - 5,7%. Также меньшее число глубоко верующих считают, что их деятельность нужно запретить (46,6 %), среди атеистов таковых 52,2%, а среди верующих, не исполняющих обряды, - 57,7 % (рис. 17).

Среди определенных психологических качеств, спо-собствующих возникновению экстремистских проявле ний, наиболее важным является агрессивность человека. В табл. ниже представлены данные, характеризующие агрессивность молодежи по их собственным представлениям.

 

 

 

Как видно из табл., почти 15 % глубоко верующих почти всегда агрессивно настроены по отношению к окружающим. Это значительно больше, чем молодежь в других группах. Однако при этом группа атеистов также достаточно агрессивна: 65,5 % этой группы бывают агрессивны время от времени, что значительно больше, чем в группе глубоко верующих. Религиозный экстремизм возможен преимущественно в среде людей верующих, хотя и атеисты могут принимать участие в экстремистских проявлениях, но это уже бу дет просто участие, не связанное с какими-либо религиозными убеждениями. Поэтому для более ясного представления о потенциале религиозного экстремизма важно охарактеризовать, прежде всего, группы верующих на фоне людей с атеистическим мировоззрением.

Наиболее значима для целей нашего исследования труппа верующих, исполняющих обряды, ибо именно в ее среде могут быть люди, наиболее преданные религи озному идеалу или идее. Как следует из табл., данной группе верующих свойственна некоторая агрессивность в поведении, но при этом в значительно большей мере (81 %), чем другие груiдпы опрошенных молодых людей, они негативно относятся к террористам, считая, что с ними необходимо вести борьбу на уничтожение. Так же полагают лишь две трети атеистов и 27 % верующих, но не исполняющих обрядов. Только 7,4 % глубоко верую- щих склонны оправдывать действия террористов. Такое резкое неприятие терроризма, возможно, связано с тем, что верующим, исполняющим обряды, приходилось в боль-шей мере, чем другим, сталкиваться с экстремизмом - почти 40 % из них отметили, что такие столкновения были. Нам представляется; что это закономерное явле-ние, так как люди, исполняющие правила и обряды сво-ей конфессии, более радикальны в своих религиозных представлениях, более фанатичны в исполнении обрядов и правил, чем остальные группы молодежи. Нельзя не напомнить, что именно молодые люди этой группы веру-ющих в большей мере стремятся к вступлению в экстре-мистские партии и меньшая доля из них считают, что де-ятельность этих партий нужно запретить.

Результаты нашего исследования позволяют несколько подробнее рассмотреть некоторыё характерологичес-кие особенности верующих и атеистов. Прежде всего хотелось бы отметить, что группа верующих, исполняющих обряды и правила, разделились в оценках собственной личности. Треть из них (32,1 %) полагают, что они из породы победителей, любят и стремятся быть на виду, это - сильные и деятельныё люди, треть (32,1 %) считают себя достаточно активными, но не более других, и треть (35,8 %) - это тихие, не любящие показываться на людях и не стремящиеся к известности люди. Такое самоопределение глубоко верующих молодых людей весьма сильно отличается от оценок атеистов, почти 70 % которых отнесли себя к людям достаточно активным, но не более других. Интересно, что такие же пропорции в группе глубоко верующей молодежи оказались и при попытке охарактеризовать собственное поведение моло-дыми людьми в различных ситуациях. Треть из них (32%) заявили, что их трудно уговорить, соблазнить чем-то, если они придерживаются иного мнения, треть (32%) высказались в том смысле, что все зависит от ситуации, ведь иногда можно "поступиться принципами", треть (36%) оценивают себя как людей, которые не могут почти ни в чем отказать. Такое распределение глубоко верующих людей говорит о том, что в их среде есть разные молодые люди: как достаточно жесткие, деятельные, энергичные, так и те, кто живут тихо и не склонны к афишированию своей личности, своих религиозных убеждений. При этом глубоко верующие люди более эмоциональны, чем молодежь других групп: две трети из них отметили, что теряют самообладание, когда им делают зло, оскорбляют. Также две трети из них (66%) утвердительно ответили на вопрос, "ощущают ли они тягу к экстремальным ситуациям, к острым ощущениям". Для атеистов, например, эти пропорции иные: 57% из них ощущают тягу к экстремальным ситуациям, и 53% быстро теряют самообладание (рис.18).

Данные нашего опроса показали, что в среде верующих, исполняющих обряды и правила молодых людей существует группа с крайне неустойчивыми морально-нравственными нормами. Почти каждый четвертый из них (22%) заявил, что для них работа в криминальных группировках, а 15,8 % - что занятия проституцией - это нормальный способ зарабатывать деньги. При этом 7 % из них систематически пьют, а 17,9 % употребляют часто наркотики. Эти цифры значительно выше, чем цифры, характеризующие эти явления у атеистов и у верующих, не исполняющих обряды. Например, в среде атеистов потребляют часто наркотики лишь 2%, а в среде верующих, не испол-няющих обрядов, 1,6%. Кроме того, треть глубоко верующих (32%) отметили, что они не отказываются от потреб-ления алкоголя, если представляется такая возможность. Эта цифра также больше, чем данный показатель, характеризующий уровень потребления алкоголя в среде обычных верующих (18,4%) или атеистов (26,8%). Можно предположить, что это связано с ситуацией в родительской семье. Не случайно 3,8 % верующих молодых людей, придерживающихся правил и обрядов, ука зали на то, что в их семье царят равнодушие и безраз-личие, 27% ощущают постоянное недовольство, раздражение и нетерпимость, 3,8% отметили откровенную враждебность и агрессивность. При этом несколько более половины (57,7%) связали родительскую семью с любовью и взаимопониманием. Между тем 80% верующих, не исполняющих обрядов и правил, и 81% атеистов отметили, что в их семье царят взаимопонимание и любовь, и лишь 0,3% обычных верующих и 0,7% атеистов указали на откровенную вражду и агрессивность, а на постоянное недовольство и раздражение, нетерпимость - 4,6 % и 6,3 % соответственно.


Более глубокая вера, приверженность к религиозным ценностям и идеалам приводит к тому, что треть (33,3 %) верующих, исполняющих обряды и правила, заявили, что они одиноки в среде сверстников. Это значительно большая доля молодых людей, чем в других группах (там таковыми себя ощущают по 20 % молодых людей). Почти половина (44 %) отметили, что ощущают недостаток понимания со стороны других людей, любви, заботы. Несомненно, что определенную роль здесь играет семья, влияние которой, как мы уже указывали, может весьма негативно отражаться на формировании личности молодого человека.

Определенное воздействие ощущают молодые люди и со стороны телевидения, кинопроката, СМИ. При этом глубоко верующие более радикально настроены к продукции этих организаций: 70% из них согласились с суждением о том, что необходимо запретить показ и продажу этой продукции. Однако лишь 42,1% атеистов и 46% верующих, не исполняющих обряды, согласились с таким высказыванием. Более жесткое суждение со стороны глубоко верующих молодых людей свидетельствует об их более радикальном и консервативном мышлении и, может быть, даже о том, что им трудно противостоять вредному влиянию средств массовой информации. О том, что определенный радикализм присутствует у глубоко верующих, говорит и то, что 75% из них отнесли себя к националистам, среди атеистов таковыми себя считают 40 %, и среди обычных верующих - 33% (рис. 19).

 

Это вполне понятно, ибо глубоко верующие более, чем молодые люди в других группах, чувствуют опасность роста влияния других конфессий, вероучений, происходящего в эпоху глобализационных процессов. При этом они не видят большой опасности для России от проявления национализма - 40 % из них высказались за это суждение. Среди атеистов такой опасности не видят 20 % и 17 % верующих, не исполняющих правил и обрядов (рис. ниже).

Видимо, определенная склонность к защите своей веры проявилась и в ответах на вопрос: "Необходимо ли факультативное введение в школах "Закона Божьего"? Данные табл. ниже характеризуют мнения молодых людей по этому вопросу (табл. 30).

Для того чтобы лучше представить потенциал возможных проявлений экстремизма, следует также охарактеризовать и группу верующих, но не исполняющих обряды и правила. Мы приводим наиболее значимые для этой цели параметры, отличающие данную группу от атеистов и глубоко верующих, исполняющих обряды и правила.

Прежде всего следует сказать, что молодые люди, составляющие рассматриваемую группу, более жестко высказались о своем отношении к террористам - лишь 2,8 % из них оправдывают действия террористов, тогда как, например, 12 % атеистов высказали такое же мнение.

Как следует из ранее приведенных данных, молодые люди из группы верующих, не исполняющих обряды, намного менее агрессивны, чем глубоко верующие или атеисты. Лишь 1,6 % из них почти всегда бывают агрессивно настроены в отношении окружающих. Верующие этой группы в меньшей мере теряют самообладание (44 %) и больше, чем другие, думают о негативных последствиях поступков, которые совершают (74 %). Среди молодежи данной группы значительно меньше систематически пьющих (0,6 %) и употребляющих часто наркотики (16 %).

Сильных, деятельных людей из породы победителей из них немного - 19%. В основном эти молодые люди (72,4%) оценили себя как активных людей, но не более других. Им приятно, когда о них говорят, но быть на виду им не хотелось бы. Для них экстремисты - это прежде всего наемники, чьи хозяева, как правило, остаются неизвестны, и лишь на втором месте - экстремисты как люди мужественные, борющиеся за справедли-вость. Такое суждение об экстремистах говорит о том, что они весьма трезво и прагматично оценивают сло-жившуюся в мире сложную и противоречивую ситуацию, связанную с проявлениями экстремизма.

В принципе, группа верующих, не исполняющих обряды и правила своей веры, - это люди, не склонные к фанатизму, более терпимые, чем молодежь в других группах, т. е. можно сказать, что они верующие без крайностей. Такой вывод подтверждается и тем, что две трети из них (66,7 %) назвали себя интернационалистами. Напомним,что среди верующих, исполняющих обряды, таковых лишь 25 %. Молодежь, входящая в рассматриваемую группу, весьма обеспокоена опасностью, исходящей от национализма для России (только 17 % из них не видят такой опасности). Следует подчеркнуть также, что молодые люди из группы верующих, не исполняющих обряды, менее, чем молодежь в других группах, криминализованы, у них более твердые морально-нравственные устои и нормы. Только для 7 % из них работа в криминальных группировках и для 1,1 % занятия проституцией - нормальный способ зарабатывать деньги.Вообще, верующие, не исполняющие обрядов, менее эмоциональны, чем атеисты и глубоко верующие, исполняющие обряды. Более 74 % из них всегда думают о не гативных последствиях поступков, которые совершают. Среди, глубоко верующих таковых меньше - 63 %.

В целом на основании проведенного анализа полученных результатов можно сделать некоторые выводы о потенциале религиозного экстремизма в среде верующих Санкт-Петербурга. Группу верующих, исполняющих обряды и правила, можно охарактеризовать как группу экстремистского риска, они более агрессивны, эмоциональны. Среди них больше, чем в других группах, энергичных, деятельных людей из породы победителей. При этом большая часть из них - националисты. Все это позволяет говорить о том, что существует определенная вероятность фанатичного фиксирования на религиозном идеале, и как следствие этого - можно ожидать экстремистских проявлений. Входящая в состав верующих, исполняющих обряды и правила, группа молодых людей с весьма неустойчивыми морально-нравственными нормами также является дополнительным источником возможного экстремизма.Появление такого рода людей среди верующих, исполняющих обряды и правила, не случайно. Их существование подтверждается наблюдениями священников, которые были высказаны автору в интервью с ними в ряде храмов Санкт-Петербурга. По мнению священников, появление таких молодых людей среди глубоко верующих вызвано экстремальными условиями их жизни и связями с криминальными структурами. Группа верующих, но не исполняющих обряды и правила, не представляет почвы для проявления религиозного экстремизма. Их вера имеет неопределенный энтропийный характер, поскольку они сами отнесли себя в группу людей, не исполняющих обряды и правила, а следовательно, религия для них не является тем значимым и определяющим жизненные ценности фактором, каковым она является для верующих, исполняющих обряды и правила. В сравнении с группой глубоко верующих, исполняющих все обряды и правила, молодые люди данной группы скорее склонны к компромиссам, терпимости, мягкости в отношениях, сдержанности. Они менее эмоциональны, и их взгляд на жизнь более спокойный. Они, скорее всего, находятся в стадии духовных поисков, что предполагает вдумчивое размышление, а не жесткое навязывание и распространение своих религиозных пред-почтений. Можно сказать, что они занимают промежуточное положение между более радикально настроенными группами верующих, исполняющих обряды и прави-ла, и атеистами.

Более четкое и ясное представление о религиозном экстремизме можно получить лишь в результате более углубленных исследований в среде глубоко верующих воцерковленных людей

перейти на форум

Hosted by uCoz