СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ЭКСТРЕМИЗМА

по материалам "ЭКСТРЕМИЗМ в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики", 2003 г.

Известно, что основным агентом социализации моло-дежи является родительская семья, которая обеспечива-ет ее воспитание и личностное развитие, заинтересована в формировании ее социальной зрелости и несет ответственность за ее эффективное включение в социум. Для успешного выполнения своих социализационных функ-ций семья должна обладать достаточными ресурсами и социальной компетентностью. Однако в условиях дина-мичных и глобальных социальных трансформаций, рез-кого изменения условий и качества жизни, расширения границ информационного и социокультурного простран-ства, деформации социальных регуляторов, размывания понятый "норма" и "девыация" - серьезно осложняют-ся процессы семейной социализации. Значительно увеличивается число семей, оказавшихся в кризисном положении, которые не в состоянии справиться с этой задачей и противостоять противоречивым влияниям внешней среды. В результате деформации своих функций семья вместо института поддержки и опоры может стать для своих членов источником депрывации, фрустрации и травматизаций. Для молодежи отсутствие или дефицит необходимых социализационных возможностей превращается в проблему компенсации необходимых социальных навыков, самостоятельного формирования мировоззрения, выбора стратегий и моделей поведения, жизненного пути, а иногда затягивания периода инфантильности.

Влияние семьи на молодежь в принципе неоднозначно, а в кризисных условиях социализация молодежи за-кономерно сопродождается усилением межпоколенческих конфликтов.

Критерием социальной зрелости молодежи является ее адаптация к социальной среде, адекватное отношение к различным аспектам социальной жизни, понимание механизмов функционирования и развития общества, оценки актуальных событии и социальных проблем, вла-дение техникой разрешения конфликтных ситуаций. Од-ной из таких острых социальных проблем современнос-ти является распространение экстремизма и терроризма как крайних форм отклоняющегося поведения, ориентированного на достижение определенных целей любой ценой, принципиального и преднамеренного социального реструктурирования. Поэтому одним из аспектов исследования является выяснение влияния родительской семьи на отношение молодежи к проявлениям экстремизма.

Отношение молодежи к экстремизму как социальному феномену коррелирует с ее отношением к социальным нормам. Но, как известно, даже научное толкование понятия "норма" является многозначным. Под этим понятием подразумеваются:

1) предписания, правила поведения;

2) границы дозволенного поведения;

3) статистичес-ки наиболее типичные, стандартные формы поведения;

4) социально одобряемое поведение;

5) идеальные типы и образцы поведения и т. д.

Социальные нормы обладают различными свойствами и выполняют разные функции. Так, универсальность и схематичность норм обеспечивает интеграцию социальных общностей, относительность - дифференциацию групп и индивидуализацию, изменчивость - социальное развитие. Т. е. для определения по-нятия "норма" как в науке, так и в обыденной жизни используются различные критерии: статистические, медицинские, психологические и социальные.

Однако многообразие и противоречивость соци-альных нормативов затрудняют их использование в качестве ориентиров и регуляторов поведения, требуют их осмысления, интерпретации и согласования между со-бой. Установление оптимального равновесия между индивидуальными и социальными нормативами - признак успешной социальной адаптации и социализации. С точки зрения социологического и психологического подхо-дов проблемным является как крайний конформизм - полное подчинение индивидуальных интересов давлению среды, так и крайний индивидуализм - абсолютное игнорирование социальных норм. Дезадаптация рассматривается как состояние сниженной способности (не)желания, неумения принимать и выполнять требования среды. Социально-нормативный статус личности определяется ее положением на оси "дезадаптация - со-циализация". В этом контексте экстремизм рассматрива-ется как разновидность девиантного дезадаптивного поведения, противоречащего социальным нормам.

Проблема заключается в том, что система социальных норм, как регуляторов социальной жизни, закрепляет ис-торически сложившиеся стереотипы поведения, границы обязательного и дозволенного поведения. Однако социальные нормы могут не соответствовать объективным процессам развития и быть аномальными, тогда нормальным является отклонение от норм, т. е. социальные отклонения могут быть не только негативными, наруша-ющими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими прогрессивное развитие. Так, наличие в структуре личности излишнего перфекционизма - стремления к, совершенству - может стать источником экстремизма - нарушения консервативных норм. Крите-рием дифференциации негативного и позитивного экстремизма может выступать соотношение терминальных и инструментальных компонентов в поведении. В негатив-ном экстремизме преобладает принципиальный деструкт, в позитивногд - инструментальный, временный реструкт, который открывает доступ к новым возможностям.

Общественное мнение отражает процессы позициони-роваиия статуса норм и отклонений, формирования стигматизаций, дифференциаций групповых оценок. Поэтому в задачи исследования входит выявление: отноше-ния молодежи к экстремизму, определение уровня его одобрениия и неодобрения; готовности молодежи к лич-ному приобщению к экстремизму; обусловленности этих параметров различными социально-демографическими факторами. В данном разделе рассматриваются обусловленность отношения молодежи к экстремизму статусными характеристиками родительской семьи и гендерная обусловлен-кость социальных установок

Показателями склонности молодежи к экстремизму в данном исследовании являются три критерия:

1) наличие агрессивности

2) одобрение экстремистских партий и движения

3) отношение к террористам.

По данным исследования, "никогда не испытывают агрессивности в отношении окружающих" 36,4 %. Большинству же респондентов (61,1 %) знакомо это состояние, причем 2;5 % опрошенных находятся в нем постоянно. Различия по полу незначительны (не испытывают агрессивности 34,9 % мужчин и 38,0 % женщин). Таким образом, можно констатировать довольно высокий уровень психологической напряженности респондентов.

Отношение опрошенной молодежи к деятельности экстремистских партий и движений характеризуют следу-ющие данные. Одобряют их деятельность 44,0 % опрошенных: 37,9 % респондентов в чем-то их поддерживают и 6,1 % готовы присоединиться к ним, вступить в их ряды. 56,0 % респондентов занимают репрессивную позицию по отношению к экстремистам и считают, что их деятель-ность нужно запретить. Почти поровну представлены сторонники либеральных и жестких мер по отношению к экстремистам, что свидетельствует о популярности этого феномена в молодежной среде. Можно при этом отме-тить, что, по данным предыдущих опросов в Санкт-Пе-тербурге в 2001 г., примерно 10 % молодых людей при-числяли себя к экстремистам.

Отношение к террористам менее лояльно. Большин-ство респондентов (72,6 %) считают, что террористам нет оправдания и с ними нужно вести решительную борьбу. 22,1 % опрошенных готовы найти оправдания их действиям, так как полагают, что контингент террорис-тов неоднороден и у некоторых могут быть смягчающие обстоятельства. Небольшая часть респондентов (5,3 %) считают, что действия террористов иногда заслуживают поддержки. Показателями условий социализации молодежи в ис-следовании являются различные аспекты состояния родительской семьи: демографическая структура семьи, экономическое положение семьи и психологический кли-мат в семье.

Согласно данным исследования в зависимости от структуры родительской семьи можно выделить три группы: первая, наиболее многочисленная группа (69,5 %) - респонденты, которые выросли в нуклеарной семье, вторая (14,5%) - респонденты из расширенной семьи и третья группа (16;3 %) - респонденты из неполной семьи, в том цисле 2 % составляют воспитанники детских домов и интернатов

Экономическое положение родительской семьи:

в обеспеченной семье росли 28;2% респондентов,

в мало-обеспеченной семье - 66,7%,

7,6% респондентов оцени-ли материальное нт6ложение своей семьи как бедственное.


Психологический климат в родительских семьях характеризует следующие оценки респондентов:

79,1 % из них считают благополучной свою семью, для которой характерны взаимопонимание и забота;

формальными отношения в своей семье считают 15,0 %;

6,3 % отметили, что для их семьи характерны нетерпимость, враждебность и, агрессивность.



Обо6щенная картина уровня благополучия родительских семей, которое описывается тремя факторами: демографическим, экономическим и психологическим,представленна на рис. 14.

Корреляционный анализ данных, отражающих состо-яние родительской семьи, и данных, характеризующих отношение молодежи к проявлениям экстремизма и терроризма, выявил наиболее значимые факторы влияния. В табл. 23, 24 представлены зависимости между этими факторами.

Данные табл. 23 отражают влияние структуры семьи на поведение и установки молодежи. Так, более высокий уровень агрессивности и более лояльное отношение к экстремистам и террористам наблюдается у респондентов, выросших в структурно осложненных семьях: неполных или расширенных.

Экономическое положение семьи также отражается на социальных установках молодежи. Обращают на себя внимание различия в отношении к экстремистам респон-дентов из обеспеченных, малообеспеченных и бедствую-щих семей. Резко отрицательное отношение к ним имеют 76,4 % респондентов из обеспеченных семей и 48,8 % - из бедных семей. Соответственно респонденоы из бедству-ющих семей склонны более лояльно относиться к терро-ристам (39,5 %) и оправдывать их поведение (11,6 %). В подгруппе респондентов из обеспеченных семей эти цифры составляют соответственно 6,7 % и 16,9 %.

Психологическая атмосфера родительской семьи также дает значительные различия в установках молодежи: наиболее агрессивно настроены и более лояльно отно сятся к террористам респонденты из конфликтных семьей. Обращает на себя внимание готовность значительной части (14,3 %) респондентов этой группы приобщиться к деятельности экстремистских партий и движений.

Таким образом, из демографических, экономических и психологических параметров наиболее значимыми оказались демографический фактор - состав родительской семьи и психологический фактор - характер взаимоот-ношений в семье.

В заключение необходимо отметить следующее. Экстремизм и терроризм, несмотря на их общую принадлежность к классу отклоняющегося от общепринятых норм поведения, вызывают разное отношение молодежи. Экстремизм, учитывая его двойную модальность, обладает "привлекательностью для определенной части радикально настроенной молодежи. Терроризм вызывает более од.nозначное отношение - как к негативному явлению. Либeральные оценки этого феномена обусловлены пониманием его вынужденного характера, безвыходностью gитуации. Объективным критерием оценки этих феноменов являются их последствия: конструктивное или деструктивное социальное функционирование и развитие. Эта концептуальная схем является основанием для осуществления процессов социализации молодежи, превенции негативного экстремизма и терроризма.

перейти на форум

Hosted by uCoz