ЭКСТРЕМИЗМ КАК СЛЕДСТВИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

по материалам "ЭКСТРЕМИЗМ в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики", 2003 г.

Данная постановка вопроса закономерна, поскольку именно нарушение законов и этапов формирования и развития личности, отступление от заданной природой логики развития уже само по себе означает девиацию. Вопрос только в том, в какой форме она себя проявит. Не всякая девиация приведет к экстремизму в сознании и поведении, но в основе экстремизма лежит именно девиация.

Сегодняшний уровень развития биологии и генетики заставляет нас уже определенней, нежели в начале - середине уходящего века, ставить вопрос о чисто биологической осно-ве ряда особенностей экстремистского поведения, не связан-ных с социализацией. Особенно очевидна позиция в данном вопросе представителей современного биокриминологического направления ], которая, заметим, согласуется со сделанными много раньше наблюдениями и выводами основоположника психологической школы 3. Фрейда, а также основателей конфликтологической школы. В частности, Г.Зиммель постоянно подчеркивает врожденность склонностей человека, идущих от предшествующих поколений и опыта [18, с. 53-55]. Представляют интерес обоснование биохимического содержания таких понятии, как добро и зло, сделанное учеными Алтайского университета [19, с. 196--197]. На генетические корни этических и эстетических ре-гуляторов сознания и поведения обращал внимание один из основателей отечественной эволюционной генетики В. Эф-роимсон [20]. Особый интерес вызывает открытие британс-ким нейрохирургом П. Келли механизмов саморазрушаю-щегося поведения (провоцирующая роль мозга), как бы запрограммированных и, если вдуматься, имеющих свой це-лесообразный смысл, равно как и итоги действия таких ме-ханизмов - повышенная выживаемость худших или сред-них по качественным характеристикам при повышенном са-моуничтожении лучших [21]. Все эти моменты должны учитываться и в исследовании проблемы, и в воспитательном процессе. Однако следует разграничивать действия дееспособной личности и субъекта, страдающего психическими отклонениями. К сожалению, в социологическом исследовании схватить это различие не-возможно. Хотя много раз, анализируя данные исследований (группировки респондентов по интенсивности употребления алкоголя и наркотиков, по отношению к способам решения острых социальных задач, группы неформалов и т. д.), учи-тывая наличие в выборках молодых людей с различными психическими характеристиками, нам приходилось в самом общем виде констатировать наличие в той или иной иссле-дуемой совокупности явных признаков психической патоло-гии. Тем более что то же, правда в своих исследованиях, не связанных с нашими, подтверждали специалисты-психиат-ры. Однако, и это следует отметить, данный вопрос выходит за пределы наших возможностей.

Нарушение закономерностей освоения этапов развития личности начиная с детского возраста - общая и непре- ложная посылка анализа девиантного, в том числе и экстремистского сознания и поведения.

Человеческая природа с момента зачатия подвергается целому ряду отрицательных воздействий, способных вызвать существенные деформации процесса развития. Основные точки нарушений на этапах развития личности:

1. Внутриутробный период развития - нежеланность ребенка, нарушение режима родителями, особенно матерью: курение, прием алкоголя, потребление наркотических средств, нарушение режима питания, прослушивание громкой агрессивной музыки, но также и ссоры, угрозы.

2. От рождения до 2 лет - нарушение принципов ухода за ребенком, отсутствие любви и теплоты, агрессия в отношении ребенка, ненормальная морально-психологическая среда в доме и т. д. В этом периоде личность приобретает чувство автономии и личной ценности, но в то же время и стыда, сомнения, а по своим итогам определяет то, что ранее было названо доверием к миру. Вместе с началом воспитательного и социализирующего воздействия среды и конкретных субъектов начинается закладка основ ценностного мира. Социальный эффект в данном возрастном периоде становится основой успеха или неуспеха дальнейшего разви-тия личности, освоения ею многообразных социальных ролей. Возможны две альтернативы: либо при благополучном, доброжелательном отношении родителей формируется позитивный чувственный мир, у ребенка создается открытое отношение к информации, ее накоплению и осмыслению, что, в свою очередь, задает нарастающий темп позитивного развития, либо в неблагоприятной или агрессивной среде, где любая информация может нести угрозу, боль, страх, в нем восстанавливаются закодированные в генных структурах защитные реакции. В последнем случае нару-шается один из важнейших императивов: "ребенок в детстве не должен знать зла", ибо зло формирует личность в ином русле, не соответствующем действительному ее статусу и социальным ролям, и совсем другие реакции, совокуп-ность которых может быть квалифицирована как "комплекс зверя".

3. От 2 до 7 лет - несформированность базовых ценностных представлений, понятии и чувств (любви и ненависти, стыда и ответственности, добра и зла, красоты и безобразия, отношения к женщине (к мужчине), осознание себя как цен-ности и т. д.) Но по большому счету, важнейшими задачей и, соответственно, итогом развития в данном периоде и его частичной проверки в периоде от 7 до 12 лет, является прежде всего закладка как на подсознательном, так и на сознательном уровне чувства любви. В связи с этим следует заметить, что психологически механизм любви один и тот же, но различны объекты. А потому вряд ли можно говорить о форми-рованиилюбви, скажем, к Родине, если в ребенке не сформирован механизм любви как таковой. Другая важнейшая задача - закладка механизма "внутреннего нравственного сторожа", под которым нами понимается закладка в сознание и запуск в действие автономной охранительной системы, действующей на сознательном, но в основном на подсознательном уровне и обеспечивающей противодействие (сопротивляемость) личности негативным воздействиям среды. Действие этого механизма основано на пробуждении в экстремальных ситуациях чувства тревоги, страха и реакций по принципу "можно-нельзя", "хорошо-плохо" и т. д. В экстремальной ситуации на подсознательном уровне они должны выполнить функцию блокирования нежелательных или опасных действий. Следует помнить, что успешное формирование такого рода механизмов и реакций возможно только в детстве. Действие данного механизма должно поддерживаться затем на протяжении всей жизни посредством манипуляции сознанием (воспитание, пропаганда).

Значение данного периода для успешного развития подчеркивалось многими исследователями. В частности, немец-кий психолог и педагог П.Штрук в своей книге "Искусство воспитания" утверждает, что даже склонность к употреблению наркотиков формируется именно в этом возрасте. И если по окончании этого периода жизни у малыша не вырабатываются такие качества, как дисциплинированность, прилежание, чистоплотность, искренность, коммуникабельность и т. д., то в дальнейшем родителям придется заниматься уже не воспитанием, а перевоспитанием, с гораздо более сомнительными шансами на успех.

Привитию ребенку именно до трех лет нужных навыков поведения и качеств характера благоприятствует то обстоятельство, что в этом возрасте родители могут мягко запрещать нежелательные проявления и малыш быстро усваивает это как неизбежные ограничения. В более же позднем возрасте каждый запрет уже должен быть обоснован, иначе ребенок неизбежно становится агрессивным [22]. А именно агрессивное поведение является одним из суще-ственных показателей экстремизма, к тому же относительно легко улавливаемым социологическими методами, в чем мы убедились на первой стадии нашего исследования [23, гл. 4]. Хотя, еще раз обращаем внимание читателя на тот факт, что экстремизм не равнозначен агрессии в ncuxoлогическом ее понимании. Агрессия, в свою очередь, может быть лишь составной частью всего феномена экстремизма. Важно помнить, что агрессия чаще всего психологична, а экстремизм идеологичен.

4. В подростковом возрасте (а это период обращения внимания и проявления интереса к действующим в обществе идеологическим и нравственным моделям, политическим теориям) следует обратить внимание на создание благоприят-ного фона, идеологической среды, из которой "юноша, обду-мывающий житье", но еще не способный к грамотному критическому анализу, сможет черпать идеи и фундаментальные составляющие идейных конструктов. и учитывать при этом, что уже очень многое из социального опыта других людей успело отложиться в сознании молодого человека посредством семейного, информационного воздействия, из образовательных программ и СМИ, из общения с другими людьми. Но важность подросткового возраста еще и в том, что имен-но в данный период этот опыт структурируется, "обретает плоть и кровь", становится тем, что называется мировоззре-нием, и одновременно жизненной программой личности. Опыт показывает, что в отроческом возрасте (до начала юношеского периода) подобные упущения лишь вакРегияют-ся и начинают проявляться в сознании и поведении личности во все больших масштабах (как следствие действия двух законов - "взаимосвязи и преемственности этапов развития личности" и "социальной обреченности"), будучи спровоцированными как внешней средой, так и внутренними под-вижками в формировании личности.

5. Юношеский возраст - нарушение генерального принципа (закона) развития о соотношении потребления и отдачи, идущее в основном от нехватки организованной и само стоятельной социальной практики во всем богатстве ее ос-новных форм, а также разного рода - объективные и субъективные - задержки развития, из которых наиболее серьезными остаются и усиливающееся социальное неравен-ство и резко суженное поле самореализации.

Вывод: практическое воспитание в большинстве случаев ситуативно и хронически опаздывает. А потому возникает потребность не столько в системах, воспитывающих с запоз данием и неэффективно, сколько в системах коррекции упущенного. Конечно, коррекция - дело трудное и менее эфективное, чем своевременное воспитание, но другого уже не остается.

 

Следует выделить основные особенности экстремизма.

Во-первых, экстремизм гнездится преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитываетея неопреде-ленностью положения человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, ориентирующих участников на консенсус.

В-третьих, очевидно, что экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где ниже уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

В-четвертых, данный феномен свойствен общностям не столько с так называемым "низким уровнем культуры", сколько с культурой разорэзанной, деформированной, не являющей собой целостности.

Наконец, в-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия, и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Только с учетом этих моментов можно вести работу по профилактике экстремизма, которая входит в стратегию социальной защиты и поддержки молодежи (как составной части общегосударственной и молодежной политики) и включает:

1) защиту среды обитания и развития детей и молодежи;
2) защиту процесса развития человека, начиная с раннего детства, в соответствии с законами и этапами развития личности;
3) защиту прав молодых людей;
4) социальную помощь и поддержку (сильным молодым людям - информацией, большинству - созданием благоприятных условий и оказанием целевой, адресной помощи, слабым - конкретной поддержкой, контролем).

перейти на форум

Hosted by uCoz