УЧИТЬ СКИНХЕДОВ ГУМАНИЗМУ, УЧИТЬСЯ У АФРИКАНЦЕВ ИСКРЕННОСТИ - ЭТО НЕ УТОПИЯ

Игорь СИД, директор веб-сервера африканских новостей Africana.ru

– В последнее время становится всё более известными случаи избиения и даже убийства африканцев, живущих (учащихся, работающих) в России, по сугубо расистским побуждениям. С чем, по-вашему, связан такой всплеск расизма?

– К сожалению, явления эти по своей природе естественны – как естественно зарастание сорняками неухоженного поля. Рассыпалась идеологическая система Совка, при всей своей кособокости прививавшая сознанию советских граждан элементы нормального интернационализма, а кроме того – что сегодня кажется просто смешным – представление об особой ценности и неприкосновенности приезжих-иностранцев. Возрождение этих мифов в прежнем виде невозможно. Но ничего взамен них предложено не было. И новое поколение россиян, возросшее вне парадигмы всеобщей регламентированности, всеобщего порядка как незыблемой ценности, при отсутствии выработанной новой системы социокультурных ценностей развивается вкривь и вкось.

Не случайно активность расистских бригад исторически совпала с выходом на арену российской политики того, что молодые амбициозные деятели называют «первым свободным поколением». В политике внутренняя свобода – несомненный плюс. На уличном же уровне низовая, «дикая» свобода, лишённая самоограничительных культурных механизмов сопереживания, взаимопонимания, жалости, сдержанности, выливается в апофеоз, беспредел животных проявлений в человеке.

– Как, по-вашему, можно бороться с этими явлениями? Каковы должны быть действия властей?

– Очень часто, даже чаще всего, расистские убеждения (или просто инстинкты) свойственны людям примитивно устроенным, представителям сословия, издавна известного как «чернь» (простите за каламбур). А основной рычаг воздействия на примитивное существо, увы, это страх. Ведь известно, что те же скинхеды никогда не нападают в одиночку, а только стаями, то есть внятно демонстрируют, как корпоративную стратегию, органическую трусость. Всё очень просто: наши власти должны наглядно продемонстрировать, что расистские поступки сурово караются. Первый шаг сделан, президентом страны такая позиция наконец озвучена. Остаётся самое сложное, почти невозможное – донести до работников силовых ведомств всех уровней, что сие есть государственная политика, а не очередное краснобайство. Если это удастся, уверен, всё радикально изменится. И для этого вовсе не понадобится сажать в тюрьму всех скинов – после первых показательных процессов вся их популяция откорректирует своё поведение. Антиобщественный вектор у неё наличествует, но не антигосударственный. И уже хотя бы из воспитательных соображений государство должно наконец-то провозгласить ценностью равенство людей разного происхождения и вообще гуманизм. И гостеприимство, в конце концов.

С другой стороны, движение скинхедов – не монолитная организация, а сеть различающихся между собой группировок, предоставляющих своим членам не только выход для животных инстинктов, но вообще канализирующих их молодую энергию и, грубо говоря, организующих их досуг! И среди этих ребят далеко не одни только отморозки и ублюдки. Я, например, уже года два с большим удовольствием сотрудничаю и дружу с человеком, которого лет семь-восемь назад приятели звали с собой в баркашовскую РНЕ. И он чуть было не поддался коллективному гипнозу, едва не пошёл в фашисты. А сейчас дружит со многими чернокожими и борется с расизмом.

Кстати, став психологом по специальности, он задним числом проанализировал свои мотивы на том давнем этапе, и утверждает, что тогдашняя готовность «бороться с экспансией чёрных» как у него, так и, вероятно, у многих других ребят, объясняется обыкновенным интересом к чернокожим, как к иному, непонятному антропологическому и психологическому типу. Просто извращённая, реализованная с искажением, форма любопытства. Потому что драка с кем-то – это хоть обоюдно разрушительный, но зато и крайне увлекательный способ и общения с ним, и его изучения. Отсюда следует, что при правильном подходе, желательно ещё на ранних стадиях приобщения к скин-движению, некоторых его деятелей вполне можно переубедить и перевести в противоположный, гуманистический лагерь. Такие персонажи могут оказаться потом активнее других и в сотрудничестве с людьми другого цвета кожи, и в борьбе с расизмом.

Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что само по себе движение скинхедов не подразумевает обязательный элемент расизма или фашизма. В нём, а отчасти вопреки ему, существует небольшая численно, но активная прослойка «красных скинов», red skins, которые называют себя «настоящими» скинхедами, манифестируют «пролетарский интернационализм» и занимаются тем, что бьют бритоголовых-наци, своих «выродившихся» собратьев. Такая парадоксальная «служба внутренней безопасности». Но, разумеется, самосуд – не выход из ситуации, и привести может лишь к эскалации конфликтов.

Наверное, имеет смысл проводить со скинхедами культурную работу, разъяснять, что зародившись на Западе, скин-движение не имело изначально связи с национал-социализмом, и лишь затем в значительной степени выродилось. Тогда нашим скинам придётся выбирать: или они конструктивные «хорошие парни» в общемировом историческом русле своего движения, не подразумевающие под патриотизмом расизм, – или просто фашисты, то есть откровенно антиобщественные элементы, что упростит работу с ними правоохранительных органов.

С другой стороны, говорить о готовности этих органов к борьбе с гидрой, боюсь, пока рано…

– То есть, не считаете ли вы, что наши власти, в первую очередь, силовые структуры, не только не борются с проявлениями расизма, но и потворствуют им?

– Поймать за руку чиновника или милицейского чина в этом смысле очень трудно. Но тема эта возникает постоянно, а, как говорится, дыма без огня … Недавно я редактировал интервью с одним из идейных лидеров скин-движения для журнала «Со-Общение». Так вот, он заявил, что «многие честные военные, милиционеры и чекисты» стоят на расистских позициях. По рассказам одного из пострадавших от расизма, его сосед, офицер, ставит сына-подростка перед выбором: или иди в скинхеды, или загремишь в армию. Вряд ли это говорит о соответствующей «тайной государственной политике» - искать заговоры в наше время было бы глупо – а скорее о том, какой социально-психологический слой рекрутировался у нас в последние десятилетия в силовые органы. С этим тоже что-то надо делать. Чтобы работа в этих самых органах стала престижной, и путём конкурентного отбора туда попадали лучшие, а не худшие.

– Что может дать нашему государству присутствие у нас африканцев в качестве студентов? Как вообще должны развиваться наши отношения с африканцами?

– Страны, посылающие к нам учиться свою молодёжь, платят за это валютой. Поэтому создание, требующее изгнать этих студентов из России, только в больном воображении может считать себя патриотом. Вообще же, Африка, африканские страны – это один из главных наших стратегических партнёров на мировой арене. В советские годы это был альянс искусственный: СССР пытался затащить освободившиеся от колониализма страны в загон «некапиталистического» эксперимента. Поддавшиеся этому соблазну государства испытали сполна социальную ложь и экономическую разруху коммунизма. Но эти исторические схемы протрухлявели, сгнили, и повсюду на Чёрном континенте постепенно уступают место рыночной экономике. И мы должны понимать, что Африка – это гигантский, молодой в человеческом плане, открытый к миру ареал, к тому же обладающий невообразимыми природными ресурсами, которые были лишь отчасти разграблены в предыдущую эпоху странами-метрополиями. На основании же взаимной выгоды можно сделать очень много. И если уж останавливаться на «человеческом плане» - хочу напомнить, что именно африканцам исконно присущи такие душевные свойства, как непосредственность, искренность, жизнерадостность, чуткость. Я глубоко убеждён, и опыт многих моих знакомых это подтверждает, что контакт с африканцами даёт россиянам уникальный шанс учиться этим качествам. Тому, что с каждым годом будет всё более необходимо человечеству, зажатому в тисках техногенной цивилизации и «усталой», фальшиво-маскарадной постмодернистской культуры.

5.03.2004

Беседовал В.Б.Володин


Hosted by uCoz